Выберите категорию

×

Солдаты сцены

В здании театра им. Пушкина на проспекте Сталина в Красноярске помимо драматических артистов выступали оперная и балетная труппы.

Сцена из спектакля «Горе от ума» в постановке И. Г. Громова. Л. В. Насонов в роли Скалозуба, Лазарев в роли Фамусова. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г. Сцена из спектакля «Горе от ума» в постановке И. Г. Громова. Л. В. Насонов в роли Скалозуба, Лазарев в роли Фамусова. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г.

Суровые военные условия изменили жизнь Красноярского края кардинально. Стали иными условия труда, быта, поменялся и круг развлечений. Однако культурная жизнь не замерла, несмотря на то что здания библиотек, клубов, театров были переданы госпиталям и эвакуированным организациям. Находился выход из любой ситуации. Так, в здании театра им. Пушкина на проспекте Сталина помимо драматических артистов нашли временное пристанище оперная и балетная труппы.

В мирные предвоенные месяцы 1941 г. театральная жизнь Красноярска была яркой и разнообразной. Местные культурные учреждения готовились к столетию со дня смерти М. Ю. Лермонтова. К этой дате были запланированы лекции о жизни и творчестве поэта. Они должны были пройти не только в краевом центре, но и в районах края. Хакасский национальный театр готовил к постановке пьесу Лермонтова «Два брата», Игарский театр — пьесу «Испанцы», остальные театры — большую концертную программу.

На летние гастроли в Красноярск приехали Иркутский театр драмы, Львовский государственный театрализованный джаз, который 22 июня 1941 г. давал одно из своих последних представлений в городском парке, а в театре Пушкина шли два музыкальных спектакля: утром — «Голубая мазурка» на музыку Легара, а вечером — «Сильва» Кальмана.

Вот что писала газета «Красноярский рабочий»: «Летний театральный и эстрадно-концертный сезон в разгаре. Он обещает быть интересным и разнообразным по своей программе. В числе первых концертно-эстрадных коллективов, открывших сезон, — Львовский государственный театрализованный джаз, начавший 19 июня свои концерты… Уже в первом концерте артисты Львовского театра-джаза завоевали симпатии зрителя…» (21 июня 1941 г.).

В том же «Красрабе» от 24 июня, наряду с трагическим обращением Вячеслава Молотова о начале войны, читатели по-прежнему могли найти анонс спектаклей. В этот день в театре Пушкина давали премьеру — музыкальную комедию в трех действиях «Цыганская любовь».

6 ноября 1941 г. в здании столовой для заключенных открылся Норильский драматический театр.

Описание постановки. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г. Описание постановки. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г.

В Красноярск были эвакуированы Днепропетровский оперный театр и Одесский театр оперы и балета, давшие немало шефских концертов на краевых заводах. В начале 1942 г. в Красноярске выступал эвакуированный Московский государственный театр кукол под руководством Сергея Образцова. Тепло принимали красноярцы агитбригаду Н. Черкасова, И. Дунаевского, джаз-оркестр Э. Рознера и других известных в стране артистов.

Артисты всех жанров играли довоенные постановки и создавали новые. С 1941 по 1945 г. поставлено немало спектаклей. Они были призваны поддержать дух красноярцев и развлечь их. На театральной сцене можно было увидеть не только патриотические спектакли военной тематики, но и вечную классику: «Парень из нашего города», «На врага! За Родину!» Симонова, «Бал-маскарад» Верди, «Коварство и любовь» Шиллера, «Синий платочек» Катаева, «Евгений Онегин» Чайковского, «Перикола» Оффенбаха, «Враги», «Зыковы» Горького, «Дядя Ваня» Чехова, «Укрощение строптивой» Шекспира и другие.

В сезоне 1943–1944 гг. был поставлен спектакль по пьесе Ю. Чепурина «Сталинградцы». Вот как описывает постановку Л. Лифщиц в своей книге «Театр в Красноярске»: «Пьеса Ю. Чепурина родилась в огне Сталинградской битвы. Сам участник героической обороны волжской твердыни, автор хорошо познал благородную простоту, глубокую человечность, мужество и стойкость, несгибаемую волю к победе и неистощимую веру в победу защитников великого города-утеса, отстаивавших в Сталинграде честь, свободу и независимость своей социалистической Родины… И в основе пьеса Ю. Чепурина непосредственно, живо и выразительно рисовала жизненно правдивые образы самых различных людей, объединенных одним общим понятием — сталинградцы. Следуя в этом направлении за автором, творческий коллектив театра им. А. С. Пушкина (постановщик спектакля И. Г. Громов) сумел ярко и впечатляюще воссоздать на своей сцене благородный материал пьесы. Особенно запомнился зрителю простой и мужественный сибиряк Кудров, которого артист А. Е. Сергеев сыграл с мягкой силой и подкупающей искренностью…»

В 1943 г. в театре состоялась премьера спектакля «Фронт» по пьесе А. Корнейчука. «Краевой драматический театр им. А. С. Пушкина ознаменовал славное 25-летие героической Красной армии премьерой пьесы А. Корнейчука Фронт, — писал Лифшиц 17 марта 1943 г. в газете «Красноярский рабочий». — Эта постановка явилась творческим рапортом коллектива театра о его работе в глубоком тылу, об участии в общем деле великой исторической борьбы советского народа против германского фашизма».

Как и в мирные дни, в концертном зале музыкального училища звучала классическая музыка, проходили лекции-концерты. Здесь работали люди, горячо преданные своему делу: Н. Л. Тулунина, М. Н. Риоли-Словцова, Е. Р. Брагина и др. Помощь им оказывали опытные педагоги эвакуированной Харьковской консерватории.

Афиша с репертуаром Городского драматического театра г. Минусинска. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г. Афиша с репертуаром Городского драматического театра г. Минусинска. Источник: книга «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.», 2009 г.

Театральная труппа Минусинского драматического театра заметно поредела в дни войны. Л. Лившиц писал: «Казалось, до театра ли было, когда враг наступал на Москву? Но никто не думал о том, чтобы закрывать театр. Наоборот. Ему, тыловому Минусинскому драматическому театру, придавалось особое значение. Сюда, в Сибирь, эвакуировались заводы, здесь создавались тыловые госпитали для выздоравливающих. Здесь, за Уралом, была в годы войны основная житница страны. Людям, работавшим в тылу, театр был необходим. И театр работал в полную силу… Труппа много ездила по району с концертами и спектаклями. Обслуживали госпитали озер Шира и Тагарское, работали без выходных».

А вот как отзывались о работе труппы горожане: «Театр был центром культурной жизни города. Уходили на фронт минусинцы. А театр помогал своим землякам жить и работать. Из окон театра струился мягкий свет, и люди спешили на огонек… Здание не отапливалось. Репетиции были мучительны. Зимой вечерами зрители сидели в зале в теплых полушубках и валенках. А каково было играть артистам в легких платьях? Однако никто не жаловался. Артисты играли каждый вечер».

Дата последнего изменения: 11.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.