Оперативные аэродромы воздушной трассы Аляска — Сибирь в Канске и Красноярске строили заключенные, осужденные за бытовые преступления.
Перевозка грузов по трассе Аляска – Сибирь. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.
Перевозка грузов по трассе Аляска – Сибирь. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.
В годы войны территория Восточной Сибири стала базовой для западного крыла новой воздушной трассы Аляска — Сибирь. Помимо мобилизации людских ресурсов на фронт, через Красноярский край осуществлялась поставка авиационной техники и стратегических товаров из США.
В соответствии с приказом народного комиссара внутренних дел ССССР в апреле 1941 г. для осуществления строительства оперативных аэродромов для ВВС Красной армии в Канске и Красноярске было организовано специальное строительство № 218. Аэродромы строили заключенные, осужденные за бытовые преступления.
Возникшие сложности были связаны с военизированной охраной стройки № 1661. Об этом говорится в докладной записке от 3 сентября 1943. начальника ОЛП Б. М. Мудрецова: «На контингент из 1563 заключенных вместо положенных 6,5%, т. е. 101 бойца, имеется всего 63 человека, в т. ч. 10 женщин, отобранных мною 2 дня назад из мобилизованных, мало знакомых с огнестрельным оружием и совсем незнакомых с уставом конвойно-караульной службы. Эти женщины сейчас фактически проходят стажировку. Абсолютное большинство стрелков — из раненных бойцов, которые из-за некомплекта по ВОХР находятся в карауле до 16 часов и более и явно не могут проявить достаточно бдительности. Фронт работ на строительной площадке растянут на 1200 м, и рабочие з/к 700–800 человек в каждую смену берутся в оцепление 8–9 стрелками за неимением таковых, и как вывод — с площадки происходят частые побеги. 29 июля сего года был совершен групповой побег пятью заключенными, из которых задержан пока один. За 1943 г. в бегах по ОЛП находится 24 человека заключенных, из которых 18 бежало в августе. Кроме того, для окарауливания заключенных ежедневно приходится в ночные смены выделять 4 человека из вольнонаемного состава, которые снимаются прямо с работы и идут в конвой без отдыха».
Строительство аэродромов имело, безусловно, огромное значение для стратегического потенциала страны. В дальнейшем функционирование этих аэродромов обеспечило беспрецедентную перегонку истребителей «аэрокобр» и «киттихауки» на фронт.