Выберите категорию

×

Военное образование и военная подготовка

В Минусинск, Ачинск, Канск, Красноярск, Енисейск, Черногорск (ныне Хакасия) были эвакуированы военные училища из западных регионов Советского Союза.

На занятиях по изучению авиамотора. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. На занятиях по изучению авиамотора. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

В Красноярском крае еще до начала войны была создана сеть военных училищ. Например, в 1934 г. открылась Красноярская школа военных техников, которая готовила командиров Красной армии и параллельно вела подготовку техников железнодорожного транспорта. Обучались в школе техников 3 года и 7 месяцев.

Курсанты школы пользовались всеми правами военнослужащих, находившихся на действительной военной службе: были расквартированы в казарменном порядке, находились на полном государственном иждивении и централизованно снабжались обмундированием и питанием. В годы войны плановые занятия в школе продолжались не меньше 11 часов в сутки.

Также существовала 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов (ОШМАС), которая в годы войны внесла значительный вклад в комплектование авиаспециалистами частей ВВС.

Кроме того, в Канске располагалось пехотное училище и Канская 118-я ШМАС (школа младших авиационных специалистов), с 1940 г. ставшая военно-авиационной школой стрелков-бомбардиров (расформирована в августе 1942 г.), а в Ачинске действовало военно-пехотное училище.

С началом войны сеть военных учебных заведений края значительно пополнилась за счет эвакуации военных училищ из Центральной России. Уже летом 1941 г. в Красноярск было эвакуировано 1-е Киевское краснознаменное артиллерийское училище им. С. М. Кирова. Многие его преподаватели уже приобрели боевой опыт новой войны, обороняя Киев. После тяжелых ранений направляли в это училище и фронтовиков, они обучались вместе с юными парнишками. В жуткий холод курсанты овладевали секретами ведения боя, разведки, учились менять тактику в зависимости от сложившейся ситуации.

В 1941—1942 гг. в Красноярск и другие города Красноярского края было перебазировано более десятка училищ и военных спецшкол.

В августе 1941 г. в Ачинск прибыло Киевское военно-пехотное училище им. рабочих Красного Замоскворечья, а в Красноярск было эвакуировано Киевское военное училище связи им. М. И. Калинина, где уже в декабре 1941 г. был проведен первый выпуск командного состава, который учился по краткосрочной программе подготовки. В апреле 1942 г. Генеральный штаб Красной армии поставил перед руководством училища новую задачу — готовить для фронта связистов из числа девушек, которые вступили в ряды Красной армии. В 1943 г. училище выпустило 500 офицеров.

Сумское артиллерийское училище им. М. В. Фрунзе

Чуть позже, 5 октября 1941 г., было эвакуировано Сумское артиллерийское училище им. М. В. Фрунзе, которое первоначально должны были перебазировать в Томск. Однако в пути следования, на станции Тайга, конечная точка маршрута была изменена, и эшелоны направлены в Ачинск. Эвакуацию училища возглавляли помощник начальника училища по учебно-строевой части майор И. Ф. Ермаков и помощник начальника училища по тылу капитан К. Ивлев.

Перед училищем на новом месте встали сложные задачи: укомплектование личным составом, лошадьми и материальной частью (все оборудование при отъезде с фронта училищем было передано частям действующей армии), создание учебно-материальной базы для занятий. Все эти задачи надо было решить в кратчайший срок и приступить к регулярным занятиям. Большую помощь училищу оказал Военный совет Сибирского военного округа — были выделены лошади и материальная часть артиллерии.

В Ачинске училищу были отведены три двухэтажных здания (солдатские казармы) и одно небольшое здание под учебный корпус. В двух зданиях на двухъярусных кроватях размещались курсанты и солдаты. В третьем — управление училища, клуб, столовая для командного состава.

Часть занятий проводилась прямо в спальных помещениях. Некоторые командиры получили квартиры в военном городке, но многие из них жили на частных квартирах. Вскоре в Ачинск из Чкаловской области прибыло большинство семей военнослужащих. Морозы достигали 40–45° С, теплого обмундирования было недостаточно. Надо было своими силами заготовить овощи для личного состава и фураж для лошадей. Срочно надо было создать свое подсобное хозяйство.

В те годы и в глубоком тылу было нелегко. Недостаток учебно-материальной базы, недостаточное обеспечение не давали права снижать качество подготовки курсантов. Военный совет округа, командование училища делали все возможное, чтобы в кратчайший срок приступить к регулярным плановым занятиям. Чтобы готовить курсантов с учетом опыта войны, часть командного состава была командирована на фронт на стажировку. В этих же целях срок обучения курсантов был увеличен с 4 до 6 месяцев, а затем до 8 месяцев.

Ни сильные сибирские морозы, ни ветры не могли помешать нормальной учебе. Продолжительность занятий — 10 часов и 2 часа самоподготовки, не считая ночных выходов в поле на тактические занятия. Особое внимание уделялось обучению практике борьбы с танками противника, бою батареи в окружении и выходу из него.

В практике подготовки данных для стрельбы применялся метод стрельбы без записи (на память). Все зачетные артиллерийские стрельбы проходили с оценкой «хорошо» и «отлично». Большая часть занятий была вынесена в поле.

Весь коллектив преподавателей настойчиво работал над усовершенствованием учебно-материальной базы. Были оборудованы полигоны для артиллерийских стрельб, построен инженерный городок и полоса препятствий. Преподаватели артиллерии во главе с полковником Н. А. Байдой подготовили и выпустили учебное пособие по артиллерии, намного облегчившее преподавание и усвоение курса артиллерийской стрельбы. Некоторые методические разработки цикла тактики были приняты Управлением артиллерии ВУЗ и рекомендованы другим артиллерийским училищам. А силами офицеров цикла стрельбы были сделаны классные и большой механизированный полигон для решения всех задач артиллерийско-стрелковой подготовки. Кроме того, был создан винтовочный полигон для отработки задач винтовочным патроном. Артиллерийско-стрелковые тренажи проводились ежедневно. Цикл топографии во главе с майором Кузиным неоднократно отмечался инспекцией за хорошее обеспечение боевых стрельб и умелое обучение курсантов. Силами цикла был создан и оборудован наглядными пособиями класс топографии.

Настойчивый труд курсантов и преподавателей давал свои плоды. Уже первый выпуск командиров, который состоялся 4 апреля 1942 г., был произведен с высокой оценкой: 87,2% выпускников получили хорошие и отличные оценки. А в 1943 г. такие оценки получили уже 90,4% выпускников.

За два года пребывания училища в Ачинске было произведено 11 выпусков командиров взводов и 3 выпуска политработников. Выпускники сразу же направлялись на фронт, в действующую армию. Сумское артиллерийское училище по отзывам фронтов стояло в пятерке лучших училищ страны.

2 сентября 1943 г. город Сумы был освобожден от немецко-фашистских войск, и сразу встал вопрос о возвращении училища в родной город. В начале 1944 г. от училища была послана команда для подготовки помещений и учебных классов. А с 21 по 27 июня 1944 г. тремя эшелонами училище было отправлено из Ачинска, 6—12 июля прибыло в Сумы.

В 1942—1943 гг. в Красноярский край прибыли:

  • в Минусинск — Орджоникидзеградское (ОрВО) автомотоциклетное (бывшее пехотное) училище;
  • в Канск — Дальневосточная школа военных переводчиков;
  • в Красноярск — Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, Военно-морское медицинское училище, Харьковская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров и др.;
  • в село Рыбное Рыбинского района — Ростовская артспецшкола № 11;
  • в Енисейск — специальная средняя школа ВВС № 12;
  • в Черногорск — 6-я Воронежская военно-авиационная школа пилотов первоначального обучения, Бирмская военная авиационная школа пилотов, 1-я Киевская ВАШП, Сталинградская ВАШП.

Ростовская артспецшкола № 11

Класс тренажеров. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Класс тренажеров. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

В большинстве своем эвакуация прошла организованно и слаженно. Прибыв к месту новой дислокации, практически все учебные заведения столкнулись с острой проблемой нехватки площадей для учебных аудиторий и расселения личного состава.

Самая плачевная ситуация сложилась в селе Рыбном. В докладной записке на имя заместителя наркома просвещения РСФСР указывалось, что школа была размещена в десяти деревянных зданиях в радиусе 1–2 км и 23 км от райцентра и железной дороги, что затрудняло подвоз провианта для курсантов. Занимаемые школой здания требовали среднего и капитального ремонта.

В селе имелась баня, однако ее пропускная способность была крайне низкой: всего 20–30 человек в сутки, при этом отсутствовали прачечная и дезокамера. Кладовая в школе не была приспособлена для хранения продуктов питания, имелась лишь столовая летнего типа, в которой не было возможности для приготовления пищи, а посуду невозможно было помыть из-за отсутствия горячей воды. Учебных классов в школе также не было, учащиеся занимались там же, где и спали. Остро ощущался недостаток питьевой воды, поскольку речная вода, по заключению врачей, для употребления была не пригодна, а колодцев в селе было мало.

Внутренний порядок помещений, где располагались курсанты, также оставлял желать лучшего: грязь всюду, стены грязные, много клопов, в помещении общежития духота, форточки отсутствовали, не было умывальников, поэтому учащиеся часто вообще не умывались. В силу этого повсеместно были распространены кожные заболевания (чесотка, фурункулы и т. д.). Все учащиеся были завшивлены, не было белья для смены. Дирекция принимала все возможные меры по борьбе с клопами и вшами, из-за отсутствия бани и дезокамеры вшивость ликвидировать не могли.

На момент проверки в школу уже на протяжении 6 месяцев не поступали постельные принадлежности, поэтому учащиеся были вынуждены спать на голых нарах, на полу, на столах, там, где теплее и не было клопов. Практически полностью отсутствовало вещевое снабжение — 50 человек вынуждены были ходить в нижнем белье, летнее обмундирование также отсутствовало. На момент проверки на 351 учащегося имелось всего 100 пар валенок, которые находились в общем пользовании, верхняя одежда (гимнастерки и брюки) была только у 280 человек, а остальные ходили буквально в лохмотьях. В комнатах практически отсутствовала мебель, в т. ч. не было классных досок, столов, стульев, скамеек.

Продовольственное снабжение учащихся находилось в самом тяжелом положении. Школа не имела продуктов питания — картофеля, круп, мяса и т. д. Из-за отсутствия транспорта продукты не могли быть подвезены, т. к. расстояние подвозки от базы снабжения и от железной дороги до школы составляло 25–30 километров. Все это приводило к тому, что отпускаемые нормы для питания были существенно ограничены, чтобы избежать полного голода учащихся. Хлеба школа также нормально не получала. Как правило, хлеб выдавался горячим, сырым и очень низкого качества, что вело к большому количеству желудочных заболеваний.

Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях занятия продолжались. В результате проверки школы было принято решение о ее срочной передислокации в любой районный центр края, где условия были бы лучше. Таким местом стал Ачинск. Уже 20 августа 1943 г. все имущество и личный состав школы прибыл к месту нового расположения. На этот раз школу разместили в здании бывшей средней школы № 6 и техникума совторговли по улице Льва Толстого, 14.

Новые условия были далеки от идеальных, однако всего за месяц силами учащихся и преподавателей была починена система отопления и проведен небольшой ремонт. С 27 сентября 1943 г. в артспецшколе № 11 начались занятия. За сравнительно короткие сроки все учащиеся получили полный комплект зимнего обмундирования и постельные принадлежности. Полностью была решена проблема продовольственного снабжения школы. Теперь перед руководством школы уже стояли совсем другие задачи — не выживать, а совершенствовать материальную базу, тем более проблем еще хватало: в школе не было библиотеки, учебных пособий и канцелярских принадлежностей, наглядных пособий, помещения под клуб, отсутствовало радио.

Бирмская военная авиационная школа пилотов

Класс самолетов и моторов в Бирмской военной школе. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Класс самолетов и моторов в Бирмской военной школе. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Ситуация, сложившаяся в ростовской специальной артшколе № 11, была, к сожалению, типичной и повторялась в той или иной степени в других эвакуированных военных учебных заведениях. Счастливым исключением из этого правила, пожалуй, стала только Бирмская военная авиационная школа пилотов. По прибытии в Черногорск школа получила прекрасные аэродромы в 7 км от ж/д станции Ташеба и Калинино на территории колхоза им. Калинина. Песчано-каменистая почва с травяным покровом не размокала во время дождей, давая возможность взлета и посадки любого типа самолета в плохих погодных условиях, а количество летных дней в году составляло примерно 230–250, что позволяло практически круглогодично проводить учебные полеты. Кроме того, вокруг Черногорска оказалось много ровных площадок, пригодных для строительства новых аэродромов.

С 1942 г. школа укомплектовывалась в основном за счет расформированных школ и аэроклубов Сибирского военного округа. При ней был создан запасной батальон курсантов в составе двух рот, в которых проходили курс внеполетной теоретической подготовки, а также несли караульную службу и выполняли необходимые хозяйственные работы. Под учебно-летный отдел было отведено здание неполной средней школы, однако классов было недостаточно, и часто заниматься приходилось под открытым небом, под самолетами или в землянках.

Запасной батальон курсантов разместили в Доме пионеров, 1-ю эскадрилью — в Доме культуры, учебно-летный отдел — в школе, а склад — на территории лесозавода, в 10 км от города. Сразу по прибытии перед командованием школы была поставлена задача — к зиме 1942 г. построить землянки для запасного батальона, санчасти и лазарета, овощехранилище, гараж, столовую, а также жилые, хозяйственные и технические землянки.

Для семей офицерского состава было выделено 10 квартир горкоммунхозом, 15 квартир — предприятием »Хакасуголь», однако большинство семей проживали в Доме Красной армии и только к осени 1943 г. были расселены в Черногорске, Абакане и колхозе им. Калинина.

23 сентября 1942 г. в Черногорск прибыла для расформирования 6-я Воронежская ВАШП первоначального обучения. Часть личного состава влилась в штат Бирмской школы, а часть была откомандирована в распоряжение ОК ВВС СибВО, из оставшегося же постоянного состава и матчасти был сформирован безномерной полк ночных бомбардировщиков У-2, убывший в Алатырь для пополнения полков фронта.

Несмотря на все трудности, связанные с эвакуацией, в 1942 г. Бирмской школой было выпущено 43 пилота на самолетах И-16 и ЛаГГ-3 и 67 пилотов на самолетах Як-7б, кроме того, 3 пилота были оставлены в качестве инструкторов. О высоком уровне военной подготовки курсантов говорит тот факт, что за 1942 г. во время учебных полетов произошла только одна авиакатастрофа и всего 6 аварий.

Помимо учебной и хозяйственной работы, в 1942 г. личный состав школы оказал громадную помощь народному хозяйству, работая на уборке урожая и постройке сахарного завода. Личный состав школы активно участвовал в различных социалистических соревнованиях, поддержал государственный займ на укрепление боевой мощи Советского государства, также отчислил от своих личных сбережений в фонд обороны облигациями 1 180 678 руб. и наличными 163 546 руб. Курсантами училища было собрано в фонд помощи детям фронтовиков 30 719 руб.

В апреле 1944 г. личный состав Бирмской школы пилотов постановил отчислить свои личные сбережения на укрепление боевой мощи Красной армии и просить Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина о разрешении построить на средства личного состава БВАШП звено самолетов, укомплектовать его экипажи летчиками Бирмской школы и направить на фронт. Для этой цели было собрано облигациями 770 015 руб. и наличными 150 185 руб.

Инструктаж курсанта перед вылетом. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Инструктаж курсанта перед вылетом. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

11 июня 1944 г. Сталин прислал командованию и личному составу школы свой боевой привет и благодарность Красной армии и удовлетворил просьбу личного состава о посылке звена самолетов на фронт.

За 1943 г. было подготовлено и выпущено уже 285 пилотов. Однако, как и в любом учебном заведении, были курсанты, которые по разным причинам не справлялись с программой обучения, и их отчисляли, направляя в Ачинское пехотное и Мичуринское военно-инженерное училища (Иркутск).

В марте 1943 г. штаб и УЛО были переведены в здание средней школы, где также удалось разместить лазарет, телефонную и радиостанцию, столовую для офицерского состава. Также были оборудованы классы по специальностям, стрелковые тренажеры летчика с подвижной кабиной и движущейся мишенью. Подобное оборудование было далеко не в каждой авиационной школе.

В апреле 1943 г. Бирмская школа пилотов перешла с двухэскадрильного штата на четырехэскадрильный, и в июне 1943 г. приняла в свой состав две эскадрильи из Сталинградской ВАШП. Три эскадрильи располагались на полевых аэродромах на удалении 4, 18 и 24 км от Черногорска. В школе эксплуатировали самолеты следующих типов: У-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-7, УТ-1, Р-5, Як-9, Як-6. К 5 мая 1945 г. в составе школы было уже 166 самолетов: По-2 — 1, УТ-2 — 18, УТИ-4 — 39, Як-7 и Як-9 — 106, УТ-1 — 1, Як-6 — 1.

16 сентября 1943 г. стало исторической датой для Бирмской ВАШП — в этот день школе было вручено Красное знамя.

Для приобретения и передачи курсантам опыта реальных боевых действий летчики-инструкторы школы неоднократно направлялись на боевые стажировки на фронт, где проявили себя умелыми воздушными бойцами, в частности при ликвидации восточнопрусской группировки немцев в октябре — декабре 1944 г. С боями стажеры прошли всю Восточную Пруссию от Литовской границы до берегов Балтийского моря. За отличное выполнение боевых заданий они были представлены к правительственным наградам: ордену Красного Знамени — лейтенант Евсиков Г. Н., ордену Отечественной войны II степени — лейтенанты Рыльников В. Н. и Федорович И. А., ордену Красной Звезды — старший лейтенант Маташев, лейтенанты Лобанов и Меленченко.

Преподаватель Бирмской ВАШП лейтенант Тришевский А. П. стажировку проходил в качестве помощника начальника оперативного отделения штаба 240-й истребительной авиационной дивизии по разведке. За грамотное наведение штурмовиков на цели в боевых порядках наземных войск он был представлен к ордену Красной Звезды.

74 офицера и сержанта постоянного состава БВАШП принимали активное участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, из них 15 человек были награждены правительственными наградами.

В итоге школа с начала своей организации (1940) подготовила для ВВС 1062 летчика-истребителя, не считая 153 пилотов, оставленных в школе инструкторами. Всего, по данным на 1 мая 1945 г., из школы было выпущено 1215 пилотов. Качество подготовки было высоким, о чем свидетельствует тот факт, что за 5 лет не было возвращено ни одного человека на доучивание.

Однако самым лучшим свидетельством качества выпускаемых Бирмской школой специалистов являются отзывы командиров частей, куда были направлены служить ее выпускники. Так, командир 1-й авиационной эскадрильи 20-го запасного авиационного полка капитан Дрожжинов указывал в отзыве, что пилоты, окончившие Бирмскую ВАШП, отличались от выпускников Одесской и Сталинградской ВАШП в лучшую сторону по качеству подготовки, по технике пилотирования, они лучше знали арматуру и оборудование Як-7, у них лучше были отработаны самостоятельность в выполнении полета, они были наиболее подвижны в самолете, хорошо натренированы в выполнении фигур высшего пилотажа. Особенно велика разница была в выполнении расчета посадки. Пилоты владели самолетом более уверенно и смело, были более выносливы при интенсивных полетах.

Командир 168-го истребительного авиаполка полковник Когрушев также хорошо отзывался о выпускниках школы, прибывших в его полк в июне 1944 г. В частности, он выделил лейтенанта Головко М. В., который с рядового летчика вырос до командира звена. За время нахождения на фронте он произвел 108 успешных боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, а также самостоятельную бомбардировку и штурмовку. Сбил один ФВ-190 и был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Также старший летчик лейтенант Шифрин М. Н. как ведущий пары умело водил своего ведомого на выполнение боевых заданий, произвел 95 успешных боевых вылетов и был награжден орденом Красной Звезды. Не отставали от своих боевых товарищей и лейтенанты Хальченко и Галицкий, показав себя выносливыми летчиками, совершавшими по 10 боевых вылетов в день. Каждый из них провел по 5 воздушных боев, сбив по одному ФВ-190. Николай Александрович Галицкий был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а Иван Архипович Хальченко — орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени.

Самой большой проблемой всех военных учебных заведений в годы Великой Отечественной войны оставалась проблема преподавательских кадров. С одной стороны, опытные командиры горели желанием добровольно уйти на фронт, считая, что там их образование и опыт позволят переломить ситуацию на фронте в лучшую для советского государства сторону, и искренне мечтая исполнить свой офицерский долг с другой, сталкиваясь с непривычными для себя задачами, офицеры стремились на фронт, чтобы заниматься любимым и понятным делом.

Часть преподавателей призывалась в ряды Красной армии. Так из состава Ростовской артспецшколы в 1943 г. было призвано 5 преподавателей. Выпускник января 1941 г. Бирмской ВАШСБ старший сержант Евстигнеев, оставленный в школе инструктором в третий раз в 1942 г. явился к командиру эскадрильи капитану Чумичкину с докладной запиской, в которой снова настаивал на отправке его на фронт, чтобы отомстить за гибель друга — бывшего командира звена Николая Малыша, любимца курсантов. В ноябре 1942 г. его просьба была удовлетворена, и с группой выпускников Евстигнеев уехал на фронт, где стал дважды Героем Советского Союза.

Дата последнего изменения: 22.03.2016

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.