Выберите категорию

×

Всеобщее военное обучение

В Красноярском крае к январю 1942 г. всеобучем было охвачено свыше 37 тыс. человек, а всего за годы Великой Отечественной войны через систему всеобуча прошли свыше 121 тыс. человек.

Отличники курса. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Отличники курса. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Тяжелая обстановка на фронте в начале войны и возрастающая потребность в военно обученных кадрах потребовала от руководства страны принятия мер по начальной военной подготовке населения. Для этого было принято постановление Государственного комитета обороны об организации в стране всеобщего военного обучения населения (всеобуча). Подготовку должны были пройти все военнообязанные 18–45 лет и допризывники 1923—1927 гг. рождения. В первую очередь для нужд фронта готовили стрелков, минометчиков, танкистов, пулеметчиков, снайперов, истребителей танков. Готовили и по другим военным специальностям. Еще одной задачей всеобуча был отбор кандидатов в военные училища.

По системе всеобуча в нашем крае к началу 1942 г. должно было быть подготовлено 22 820 человек, однако контрольное задание было перевыполнено, и к 15 января 1942 г. в крае всеобучем было охвачено свыше 37 тыс. человек, а всего за годы Великой Отечественной войны через систему всеобуча прошли свыше 121 тыс. человек.

Красноярский краевой комитет ВКП(б) вынес постановление от 26 сентября 1941 г. о всеобщем обязательном обучении трудящихся края военному делу и установил единые для всех жителей края дни военной учебы без отрыва от производства: вторник, четверг, воскресенье. Занятия должны были продолжаться не менее четырех часов в рабочие дни и до восьми часов в воскресенье. Приступить к занятиям следовало не позднее 1 октября. В постановлении подчеркивается ведущая роль коммунистов и комсомольцев в военной подготовке — любые пропуски и опоздания считать недопустимыми, а уклонение от явки на учебный пункт — дезертирством.

По информации, предоставленной Красноярскому крайкому ВКП(б) Новоселовским районным комитетом партии, на 6 октября 1941 г. в районе были подобраны и утверждены инструкторы военного обучения, за каждым из них закрепили группы и обеспечили наглядными и учебными пособиями. Занятия начались организованно, с 1 октября. В колхозе «Красное знамя» (деревня Куртак), где командиром-инструктором был председатель товарищ Полежаев, все военнообязанные «стараются хорошо овладевать военным делом и являются на сборный пункт за двадцать минут до начала занятий».

Радиозавод. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Радиозавод. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

В Тасеевском районе со всем командным составом всеобуча провели двухдневный семинар. Всего в районе было охвачено военным обучением 880 человек. Но ощущался недостаток в учебно-наглядных пособиях, особенно в учебном оружии и уставах. Деревянные винтовки и гранаты каждый сделал сам.

Особое внимание в подразделениях всеобуча было уделено лыжной подготовке — практически все тактические занятия в зимнее время проводились на лыжах, слушатели всеобуча принимали активное участие в различных соревнованиях и кроссах по лыжному спорту.

Подразделения всеобуча стали еще и полигоном для популяризации новых средств борьбы с противником. Например, 21 октября 1941 г. заведующим военным отделом крайкома ВКП(б) было издано распоряжение о популяризации среди населения изготовления и использования зажигательных бутылок для борьбы с танками противника. В директиве заведующего военным отделом крайкома ВКП(б) рекомендовалось проводить конкретные мероприятия, обеспечивавшие обучение населения по изготовлению на месте зажигательных смесей из рекомендуемых рецептур и обучение по использованию бутылок с горючей смесью в борьбе с танками согласно программе всеобщего военного обучения граждан СССР, утвержденной заместителем народного комиссара обороны Союза ССР товарищем Щаденко. Особо обращалось внимание на то, чтобы рецептуры не попали в руки противника.

Трудности в реализации государственной программы всеобуча заключались в первую очередь в отсутствии достаточного количества учебных материалов — макетов танков, винтовок, пулеметов, чучел для штыкового боя, болванок гранат. Особенно сложно дело обстояло с наличием учебной литературы — специальных учебных пособий, статей уставов. Так, в отчете о проведении в подразделениях Дудинского района указывалось: «На всем протяжении хода учебы встречаются большие трудности в подготовке снайперов и минометчиков. Эти виды подготовки требуют специальных учебных пособий, коих в крае на сегодняшний день совсем недостаточно. В последнее время в связи с получением учебных минометов положение улучшилось. Желательно бы получить литературу и учебное пособие по подготовке снайперов».

Частично эти потребности удовлетворялись поставками отдела военного образования Сибирского военного округа, но чаще всего проблема решалась путем самостоятельного изготовления подобных макетов, типографского размножения разных учебных пособий, а также публикацией соответствующих образовательных статей в районных и краевых газетах. Например, в Дудинке своими руками сделали 2 тыс. макетов винтовок, 52 чучела для штыкового боя, 2,3 тыс. болванок гранат и 2 макета танков. А типография норильского комбината размножила до 500 экземпляров разных пособий. Кроме того, в помощь изучающим военное дело печатались статьи в окружной газете «Советский Таймыр».

Осоавиахим и Красный Крест

Медсестры-отличницы. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Медсестры-отличницы. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

В годы войны была продолжена краевая военная подготовка населения в добровольных организациях Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), народного ополчения, Красного Креста и других организаций.

Организации Осоавиахима в 1941 г. получили задание подготовить стрелков, радистов-операторов, телеграфистов-морзистов, телефонистов, шоферов, мотоциклистов, велосипедистов, значкистов «Моряк». К выполнению поставленной задачи подключились военно-морской клуб в Красноярске, автомотоклуб в Хакасии и вновь организованные школы связи в Красноярске и Хакасии.

За период войны краевая организация Осоавиахима подготовила 59 481 человека по всем оборонным специальностям, в т. ч. свыше 150 тыс. стрелков, 3253 связистов.

На 1 июля 1941 г. в крае было 4884 первичные организации Осоавиахима, в их составе насчитывалось 146 319 членов. Однако за первые полгода войны количество первичных организаций и их членов сократилось до 4256 и 112 562 соответственно. Уменьшение количества первичных организаций и членов Осоавиахима в первую очередь было связано с массовым призывом их членов в ряды Красной армии и недостаточной работой по вовлечению новых членов Осоавиахима.

Организации Осоавиахима целиком включились в проведение всеобуча. Как правило, председатели районных и городских советов Осоавиахима и командиры-инструкторы по военному обучению (кроме командиров-инструкторов ПВХО) являлись преподавателями военного дела на учебных пунктах всеобуча, а некоторые лучшие председатели райсоветов Осоавиахима фактически руководили всеобучем в районе. Вся материальная база осоавиахимовских организаций (учебное оружие, учебные и наглядные пособия, боеприпасы, мишени и т. д.) целиком использовалась для целей всеобуча.

В системе краевого совета Осоавиахима три аэроклуба (Красноярский, Черногорский и Канский) проводили подготовку авиационных кадров для ВВС Красной армии. Так, в 1941 г. шло обучение пилотов, бойцов-парашютистов и бойцов-планеристов. По заданию наркома обороны СССР из числа летно-технического состава Красноярского и Черногорского аэроклубов был скомплектован авиационный полк, который в декабре 1941 г. был отправлен на фронт. Наряду с личным составом в полк была передана и часть самолетов, авиамоторов и парашютов.

В Краснотуранском районе 11 июля 1941 г. состоялся очередной выпуск инструкторов противовоздушной и химической обороны и набор на такие же курсы при Осоавиахиме.

На организации Осоавиахима в годы войны была возложена задача подготовки населения края к ПВХО (противохимической обороне). Для этого на предприятиях и в учреждениях края в 1941 г. были открыты кружки ПВХО, в которых занятия проводились в среднем два раза в неделю под руководством инструктора. Проблема кадров инструкторов ПВХО остро встала сразу с началом войны. Для ее решения были созданы 4 школы ПВХО: в Красноярске, Канске, Ачинске и Абакане. Красноярская школа начала свою работу в апреле 1941 г., остальные приступили к обучению слушателей с августа.

Кроме того, в годы войны по краю было создано 144 группы самозащиты. В основном эти группы создавались при предприятиях.

Общество Красного Креста организовало подготовку медсестер, сандружинниц и других саноборонных формирований для обеспечения резервов санитарно-оборонных кадров РККА.

Военная подготовка школьников

Военное пособие. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Военное пособие. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Особое внимание в годы войны уделялось военной подготовке школьников. Требовалось не только дать учащимся школ начальную военную подготовку, но и усилить с ее помощью патриотическое воспитание молодежи. Готовили по разным военным специальностям — медсестер, телеграфистов, радистов, бойцов-лыжников, стрелков и др. Практически во всех школах края были созданы строевые подразделения (отделения, взводы, роты) юношей и девушек. Для проведения занятий в школах были выделены военные кабинеты, оборудованные, хотя и слабо, военной техникой, плакатами, таблицами и военно-спортивным инвентарем. Занятия по начальной и специальной военной подготовке проводились военруками и преподавателями военного дела, в основном из командного состава запаса и преимущественно из участников Великой Отечественной войны.

Кроме теоретических и практических занятий, учащиеся выставляли суточный наряд для несения караульной службы, а также в летний период устраивались лагерные сборы. В ряде школ были оформлены уголки Великой Отечественной войны: вырезки из газет и журналов, фотографии учителей и учащихся школы, ушедших на фронт.

Самым серьезным недостатком военного обучения школьников было отсутствие достаточной материальной базы для проведения занятий. Это сказывалось на качестве обучения — очень часто приходилось ограничиваться изучением чертежа или словами военрука. Кроме того, программы военного обучения поступали в школы несвоевременно и зачастую менялись по два раза в год.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в Красноярском крае, несмотря на многие сложности военного времени, была создана целая сеть учебных заведений, курсов начального и специального военного образования. Это позволило подготовить необходимое фронту количество военных специалистов — как офицеров, так и солдат.

Дата последнего изменения: 22.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.