Выберите категорию

×

Завод «Красный Профинтерн»

На заводе «Красный Профинтерн» выпускались головки для снарядов, гранаты, паровозы, мостовые краны для предприятий черной металлургии.

Строительство завода «Сибтяжмаш». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Строительство завода «Сибтяжмаш». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Из воспоминаний директора завода «Красный Профинтерн», затем главного инженера завода «Сибтяжмаш» Григория Давыдовича Гогиберидзе: «Наш эшелон прибыл в Красноярск 5 августа. Мы должны развернуть производство на базе Сибтяжмаша. А что он представляет собой? Директор Касаткин и главный инженер Макаров знакомят нас с территорией на правом берегу Енисея. Пустырь. Конопляное поле. Склады „Заготзерно“. Четыре барака. Здесь должен в кратчайший срок вырасти завод-гигант, столь нужный для обеспечения победы над врагом».

Перебазирование одного только «Красного Профинтерна» обошлось государству более чем в 53 млн рублей. Первой оборонной продукцией завода стал выпуск не сложной техники, а довольно простых гранат Ф-1, известных также как лимонки. Их опытная партия была изготовлена в ноябре 1941 г. Уже в 1942 г. предприятие получает новые задания — организовать производство 50-мм ротных минометов в количестве не менее 500 штук в месяц.

Кроме того, «Красный Профинтерн» должен был организовать выпуск головок для снарядов М-30 знаменитых катюш — установок реактивной артиллерии. Еще одной задачей стало производство деталей для пистолета-пулемета ППШ.

При этом завод продолжало лихорадить. Не хватало материалов, квалифицированных рабочих, электроэнергии. В итоге минометный цех был сдан только в марте 1942 г. До этого минометы собирали в бывшей совхозной конюшне. В 1942 г. завод изготовил 1840 минометов, 22 тыс. головок снарядов и почти 400 тыс. лимонок.

Пришлось профинтерновцам потрудиться и вместе с рабочими ПВРЗ — они смонтировали фронтовую походную артиллерийскую мастерскую в составе 12 вагонов, с мобильной электростанцией. Она была отправлена на фронт в 1942 г.

19 июня 1942 г. бюро краевого комитета партии приняло постановление «О восстановлении производства паровозов на заводе «Красный Профинтерн». В связи с этим строительные организации, Главлесосбыт, некоторые промышленные предприятия (ПВРЗ и др.) получили задания по оказанию помощи заводу в этом деле. Уже к 15 июля 1942 г. на строительстве были непосредственно заняты 4500 человек. Кроме того, исполком крайсовета мобилизовал 2 тыс. жителей Красноярска и края — детей и женщин — для вспомогательных работ.

Выпуск ручных гранат. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Выпуск ручных гранат. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Основной объем капитальных работ был выполнен в первом квартале 1943 г., а в мае паровозостроители поставили на рельсы первый магистральный паровоз серии «Серго Орджоникидзе» (СО). Он получил индекс СО 17–1600. Машину направили в депо Москва-Сортировочная Московско-Рязанской железной дороги.

Всего «Красный Профинтерн» в годы войны на красноярской площадке выпустил 40 паровозов.

Однако завод делал не только минометы и паровозы, но и строил мостовые краны. Заказ на них был получен в 1942 г. Подъемники пришлось собирать в пролете котельного цеха. «Что и говорить, трудно было переживать все тяготы и невзгоды военных лет… Сделав над станками дощатые навесы, рабочие несли трудовую вахту, едва отогревая горячей водой стынувшие на морозе руки. „Все для фронта! Все для Победы!“ — эти слова были нашим девизом», — вспоминал мастер предприятия И. Пилютин.

С 1942 по 1945 г. «Красный Профинтерн» произвел 60 кранов, способных поднимать грузы от 30 до 175 т. В основном их направляли на предприятия черной металлургии в Кузбасс и на Урал.

Первая очередь общего комплекса завода была сдана в эксплуатацию в феврале 1945 г. «Родина не забудет ваш самоотверженный труд по созданию в военное время новой крупной базы тяжелого машиностроения в Сибири, имеющей большое значение для восстановления и развития железнодорожного транспорта и всего народного хозяйства», — отмечалось в телеграмме Государственного комитета обороны в адрес предприятия.

Дата последнего изменения: 17.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.