Довольно распространенными были ремесла и занятия, связанные с обслуживанием транспорта: постройка речных судов (судовые мастера, плотники), их оснастка (кузнецы, канатчики, прядильщики, ткачи и т. д.), проводка, а также обслуживание команд (сапожники, портные, квасники, харчевники и т. д.).
Сохраняло свою роль судостроение. Кроме Енисейска и Маклаковского, строили суда в Подпорожной, Стрелковской слободах, в Усть-Тунгуске, Казачьем Лугу, Онциферовом Лугу, в деревнях по речке Кеми, Подтесово, Есаулово, Новоселово близ Чулыма, в районе Ачинска, Большом Кемчуге. По-прежнему суда делали артельно. Судовой мастер набирал артель из 5—6 человек и ладил «рекоходные» суда: дощаники, каюки и лодки набойные.
Оплата за них составляла соответственно 70 рублей, 20 рублей 50 копеек и 5—6,5 рублей. За свои труды уставщик получал от казны до 20 рублей, а простые плотники — по 10 рублей 25 копеек. Судовые припасы — гвозди, скобы, смолу, бечеву и паруса — казна покупала или заказывала, а лес заготавливала сама артель.
Суда делали и для частных лиц, причем они стоили дороже: лодка набойная — 1520 рублей, каюк-берестяник — 40—60 рублей, дощаник — 100—150 рублей.
Из четырех пристаней только на енисейской не делались рекоходные суда, которые «называются плашкоуты, дощаники, лодки, повозки и барки. Фигурой все продолговатые, нос и корма, сведенные пригнутием досок в узкость к брусьям, кои называются корты. Дно у всех плоское. Дощаники, повозки и лодки от плашкоута отличаются небольшим снизу при сведении носа и кормы подбором, которого у плашкоута нет. Снаружи к бокам прибиваются тесаные брусья или бревна, кои называются порубни. Их не делают у лодок и повозок. Палубу кроят тесом поперек судна. Мерою бывают: плашкоуты — от 12 до 17 сажен длиной и шириной от 7 до 10 аршин, дощаники — 8—12 сажен и 6—8 аршин; повозки и лодки — 6—8 сажен и 5—7 аршин. Барки бывают пяти- и шестиугольные. У первых нос востроватый, а корма прямая, а у шестиугольных нос и корма востроватые, дно плоское и палуба, как у плашкоута. Барки длиной от 6 до 12 аршин и от 6 до 10 аршин шириной.
Суда строятся из соснового и елового лесу. Во внутренности полагаются еловые кокоры (килевые бревна), а с водной стороны к ним прибиваются сосновые доски деревянным гвоздьем, кои называются петники. Конопатятся ветхими снастями или из пеньки отребьями. Снаружи ее прибивают железными небольшими скобами. Другого укрепления не имеют, и они одностенные».