Выберите категорию

×

Ничипиенко Василий Семенович

Василий Семенович Ничипиенко — машинист передвижной электростанции Восточно-Сибирского управления механизации треста «Трансстроймеханизация», полный кавалер ордена Трудовой Славы.

Главное в этой жизни — причалить к своему берегу. Большая часть трудовой биографии Василия Семеновича Ничипиенко связана с Сибирским управлением механизации Минтрансстроя. Головное предприятие находилось в Новосибирске. А филиалы были повсюду. В 1974 году он отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали. В 1970—80-х годах эта стройка гремела на всю страну. Название Тында молодыми произносилось с придыханием. Оно было овеяно романтикой. Попасть на БАМ мальчишки и девчонки мечтали со школьной скамьи. Многие осуществили свою мечту.

За что дают ордена

Вот и у Василия Семеновича получилось. Да еще как! Обычный мальчишка из Бирилюсского района стал кавалером ордена Трудовой Славы трех степеней. Правительственные награды давали лучшим из лучших. А стать таковым в СССР с населением около 250 миллионов, сами понимаете, не просто так. В свое время Ничипиенко был героем не только газетных очерков, а даже книг.

Мы сидим с Василием Семеновичем в его просторной, светлой квартире. За окном — уютный сквер. В нем веселыми пятнами — сооружения детской игровой площадки. До магазина — рукой подать.

— Хороший поселок Дубинино! Красивый, благоустроенный. Поселился здесь недавно, но очень нравится мне мой последний причал, — делится 78-летний ветеран труда.

Замечаю в ответ, что эпоха «деревяшек» еще не ушла из здешних мест. Он возражает:

— Я много лет проработал на БАМе. Там и награды свои получил. Так вот, «столица» Байкало-Амурской магистрали, Тында, с таких же «деревяшек» начиналась. А сейчас приличный городок. Сразу, одним махом, большие дела не делаются. Тында была деревянной. Неуютной. Грязи по колено. Но нас это не пугало. Мы строили железную дорогу. А любая дорога дает жизнь всей округе. Вот это, наверное, и грело.

Василий Семенович напевает слова популярной тогда песни:

Рельсы упрямо режут тайгу,
Дерзко и прямо, в зной и в пургу.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный,
А короче — БАМ.

— Дружной была наша Тында. Но народ отчаянный. Тех, кто с обязанностями своими не справлялся, наказывали сурово. А что вы хотите? Тайга. Условия жизни — на выживание. В большой команде хитрить нельзя. Если приехал на такую стройку, соответствуй…

Василий Семенович работал на БАМе старшим машинистом дизельных электростанций мощностью в 1 700 лошадиных сил, производительностью 1 100 киловатт в час. Ответственность громадная. Вся жизнь Тынды зависела от его работы. Жилые дома, больница, все учреждения, мастерские. Не дай бог что случись! Да еще зимой! Но ни разу не подвел он бамовцев — все дизели, а он их обслуживал по пять — десять, всегда были в исправности.

Дорога к славе

Какой была жизнь у Василия Семеновича? Да обычная. Родился в 1934 году в Бирилюсском районе. Отец ушел на фронт и не вернулся. Мать, колхозница, тянула шестерых детишек. После шестого класса пошел зарабатывать на хлеб и Василий.

Окончил курсы трактористов и сел за руль колесного трактора, потом доверили гусеничный. Гусеничный трактор был «элитным». Работать на нем было престижно. Хотя от шума двигателя можно было оглохнуть. А одежда становилась тяжелой и скользкой от мазута. Но кто на это обращал внимание?!

Служить выпало в Германии. Родные провожали в армию с гордостью.

Гордость за сынов, которые служат Родине, была яркой приметой того времени. Непригодность к службе расценивалась как несчастье, как неудача.

Профессию обрел, считай, случайно, но верен ей остался на всю жизнь. В леспромхозе была немецкая трофейная дизельная электростанция. Валялась практически под забором. Василий Семенович восстановил, за что сразу стал техническим авторитетом. И трофейный дизель много лет служил поселку.

Вот так начиналась его трудовая биография.

— Откуда, спрашиваете, такое знание техники? Да от природы, наверное.

Природа наградила Василия Семеновича не только знаниями и любовью к технике. А еще необыкновенным трудолюбием, высочайшей ответственностью, добрым отношением к людям. Этот дар унаследовали дети. Ну какую профессию мог избрать сын, Василий Васильевич Ничипиенко? Конечно, профессию отца, машиниста передвижной электростанции. Живет в Алтайском крае. Мотается по вахтам. По тем местам, где от бесперебойной работы дизеля зависят людские жизни. В сыне, в его отношении к жизни, полный кавалер ордена Трудовой Славы Василий Семенович Ничипиенко узнает себя. Они нечасто общаются. Но незримо рядом.

Дата последнего изменения: 22.09.2014

Источники

  1. Созидатели: людям труда Красноярского края посвящается / Е. Лалетина и др.; фото: Олег Кузьмин и др. — Красноярск: Поликор, 2011.