Выберите категорию

×

Никитин Анатолий Павлович

Анатолий Павлович Никитин — машинист экскаватора треста «Строймеханизация», полный кавалер ордена Трудовой Славы.

Анатолию Павловичу Никитину, полному кавалеру ордена Трудовой Славы, снятся необычные сны. Нет, он не взмывает ввысь на ярком воздушном шаре. Не пробирается через загадочные джунгли к голубой лагуне. Как когда-то, почти двадцать лет назад, он не спеша подходит к своему экскаватору, садится в кабину. Ладони привычно обнимают истершиеся добела рычаги. Ноги плавно ложатся на педали…

— Каждую ночь почти вот так «работаю», — смеется ветеран.

Кадры из всероссийского телеконкурса умельцев. Огромный экскаватор, грохоча гусеницами, аккуратно подъезжает к пеньку, на котором установлен полуоткрытый спичечный коробок. Плавное движение сталезубого ковша — коробочка закрывается — хоть сейчас бери ее и разводи костерок.

— А, это… Ерунда, шоу, — отмахивается Анатолий Павлович. — Пусть лучше покажут, как площадку или траншею выкопать так, чтобы все ровно было. Я безо всяких чертежей вижу, какая труба в траншею ляжет, с каким уклоном, глубиной, чтобы все было по строительным нормам.

Азы мастерства ему довелось познавать в таких условиях, что и врагу не пожелаешь. Когда началась война, Анатолию было семь лет. Отец ушел на фронт и погиб почти сразу. Остался в семье мальчишка за старшего.

— Мне, конечно, досталось. С 10 лет уже работал в колхозе. Поставили помощником тракториста. Через два года начал работать самостоятельно. Мужики-то с фронта пришли все изувеченные. А я в поле пашу вместо них.

Колесные тракторы СТЗ, потом НАТИ… Его из-за рычагов-то еле видно было. Все досталось — и посевные, и уборочные. А тут — призыв страны — индустриализация. Двоих из деревни забрали в город, третьим пошел Никитин, добровольно. Поступил в Красноярске в ФЗО-11. Отучился год и по набору попал на судостроительный завод, а там уже — армия. Служил на Чукотке, на самом краю земли. Там и получил квалификацию машиниста. Взял да и подошел к ротному — хочу на экскаватор.

— Сможешь?

— Смогу!

Потренировался половину лета — и все, дело пошло…

Университеты у Анатолия Никитина были строгие. Подведешь на колхозном поле — пусто на семейном столе. Подставишь товарищей по службе — позор на всю роту. Вот так и становился Мастером с большой буквы. Делал все крепко, по-мужицки. С полной отдачей. Так, чтобы перед людьми стыдно не было.

Запись в трудовой книжке

Она у него — практически одна. С мая 1959 года и до самой пенсии (плюс 12 лет «сверхсрочно») — в тресте «Строймеханизация». Редкое постоянство в те времена. И совершенно невозможное в наши дни. Что держало — хороший, спаянный коллектив, интересная техника, неординарные задания?

— Да все вместе. Здесь же еще вопрос достатка стоял. Семью надо кормить. Побежишь на новое место — а там что? Поэтому работал. Случалось, что и по две смены, по 16 часов. С работы шел как пьяный, так выматывался…

В те годы — с 1959-го по 1978-й — строился Красноярский алюминиевый завод. Экскаваторщики копают яму под фундамент очередного корпуса, а рядом ставят на «обжиг» только что введенный в строй. Дым стоял такой, что по двое-трое суток за стеклом экскаватора ничего не было видно. Респираторов не давали — мол, вы же строители, не электролизники.

Вот и дышали всем этим… Многие от такой работы попросту бежали. Но не Никитин.

— Выдержал, — как-то скромно и буднично говорит он сегодня. — Копали котлованы под строящиеся корпуса, коммуникации. В иных местах их столько было, что с ковшом просто так не подберешься. Приходилось «миллиметровать». Ювелирная работа, конечно. Меня звали, потому что знали — я смогу. И позже, когда уже был на пенсии. Случилась авария в Коркино. Приехало руководство, уговорило. Дали технику — причем мою старую, проверенную. Выручай! Ну, я и сделал.

Индивидуальный подход

Анатолий Павлович Никитин с коллегами Анатолий Павлович Никитин с коллегами

Анатолий Павлович освоил более десятка моделей экскаваторов. Но отношение к ним у него особое. Он требует от техники того же, чего и от себя самого.

— Плохо ее делали на заводах. Все приходилось доводить до ума самому, что-то переделывать. Никакого сравнения с сегодняшними импортными экскаваторами. Там гардероб — прямо внутри агрегата. Пульт управления — на спецовке машиниста. Дистанционный подогрев… Импортная техника ведь какая — один американский экскаватор трудится десять лет минимум и окупает за это время 5—6 наших, российских. Не успел ее освоить, не дождался…

Автолюбители часто наделяют свою «ласточку» человеческими чертами. Разговаривают с ней, дают имена. Не смог удержаться от такого «соблазна» и Никитин.

— А как иначе? Помню, был у меня экскаватор. Износился уже весь, капитальный ремонт нужен. Я говорю — сам буду делать. Все за месяц исправил. Бережешь ведь экскаватор, знаешь все его слабые места.

Это один из секретов успеха Анатолия Павловича — внимательно следить за техникой. Ведь землю копать тоже редко кто умеет. В основном роют.

А это, считает Никитин, далеко не одно и то же.

— Приглашают меня на мясокомбинат помочь. Давай, говорят, смотри. Тут до тебя уже трое копались, ничего у них не вышло. А там «плывун», траншею заваливает. Ну, выкопал я. И таких случаев много было…

Наверное, Никитин знает что-то такое, особенное? Или — дар свыше?

— Да надо ответственно относиться и делать, вот и все.

Оставить смену

Через Никитина прошло много учеников. Сколько — он уже и не вспомнит. Многими воспитанниками гордится до сих пор: «Работали, как я».

— Помню, на завод тяжелых экскаваторов привезли группу молодежи. Всем нам, опытным, поручили по одному-два ученика. Через день-другой они все почти сбежались ко мне…

Профессия экскаваторщика до сих пор одна из самых востребованных. И механизатора по внешнему виду, как во времена Анатолия Павловича, не опознать. Оператор, скорее, чистенький, без пятнышка. Так вышло, что по стопам Никитина никто в семье не пошел. Но есть правнук, которому, кто знает, скоро начнут сниться и сны деда…

Дата последнего изменения: 13.09.2014

Источники

  1. Созидатели: людям труда Красноярского края посвящается / Е. Лалетина и др.; фото: Олег Кузьмин и др. — Красноярск: Поликор, 2011.