Выберите категорию

×

Быстрых Борис Степанович

27-летний Герой Советского Союза Борис Быстрых был сбит фашистами в районе брянских лесов

Летчик, лейтенант авиации. Герой Советского Союза (1942).

Борис Быстрых родился в 1916 году на станции Мысовая Забайкальской железной дороги, ныне в черте города Бабушкин Бурятской АССР. Погиб в 1943 году в Брянской области.

Окончил Балашовскую школу пилотов ГВФ (1939).

После школы ФЗО Борис Быстрых работал кочегаром и помощником машиниста на Забайкальской железной дороге. Старший брат Бориса Виктор в это время учился на летчика в Балашовской школе пилотов ГВФ. Вскоре Борис решил переехать к нему, но сразу курсантом училища стать ему не удалось. Он устроился на работу в авиационные мастерские и через год стал курсантом Балашовского летного училища. А еще через некоторое время стал курсантом этого же училища и их младший брат Сергей. Все они успешно закончили училище и стали пилотами.

В 1939 году Борис окончил Балашовскую школу пилотов ГВФ и по распределению уехал в Красноярский край. Его мать Анна Афанасьевна в это время уже жила в Красноярске. Из Енисейской авиагруппы ГВФ в то время направили несколько пилотов в Обский авиаотряд. В их числе оказался и Борис Быстрых, получивший назначение в Тюмень, где и начал работу пилотом самолета Ш-2. В РККА он был призван Красноярским горвоенкоматом из запаса ГВФ в 1940 году по мобилизации. На фронте Великой Отечественной войны командир звена 99-го ближнебомбардировочного авиационного полка Борис Быстрых с 23 июня 1941 года.

28 июня 1941 года в составе звена экипаж Быстрых вылетел на бомбометание мотомеханизированной колонны противника в районе Бобруйска. При высоте облачности 150 метров звено напало на колонну с высоты 1100 метров. При первом же заходе огнем противника у самолета Бориса был оторван элерон правой плоскости, пробит бензобак левой группы, несмотря на это был произведен второй заход, все бомбы упали и разорвались в гуще танков и автомашин. Нанеся большой урон противнику, экипаж на сильно поврежденном самолете, на одном моторе, произвел посадку на своем аэродроме. Борис одним из первых в полку в августе 1941 года освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2. Уже 11 сентября 1941 года старший лейтенант Быстрых был награжден орденом Красного Знамени.

2 марта 1942 года Быстрых получил задание оборвать провода связи над железной дорогой Сумы-Белополье. На бреющем полёте он разбомбил железнодорожный эшелон, а затем металлическими «кошками» на тросах оборвал три пролёта проводов. Заметили колонну противника и с трех заходов пулеметным огнем рассеяли. Возвращаясь, израсходовавший весь боезапас самолет был атакован шестью истребителями противника, пилоты которых принуждали Быстрых посадить самолёт на их аэродроме. Быстрых, пойдя на хитрость, имитировал посадку, резко вошел в отвесное пикирование и на бреющем полёте буквально над верхушками деревьев ушёл от погони. Несмотря на серьёзные повреждения, экипаж произвел посадку на одной из площадок своей территории.

В мае—июне 1942 года 99-й скоростной бомбардировочный авиаполк бомбил врага на подступах к Харькову. 11 мая, в разгар напряженных боев за Харьков, экипаж Быстрых в составе девятки произвел штурмовой налет с высоты 500 метров на харьковский центральный аэродром. Их встретило море огня из зенитных пушек и пулеметов, но атакующих оно не остановило: бомбы были сброшены по самолетам, ангарам и бензохранилищам. Были разбиты десятки самолетов противника, ангары, подожжено бензохранилище. Это на несколько суток парализовало работу важного для немцев аэродрома. За исключительную храбрость и «неизменное отличное выполнение боевых заданий» командир экипажа 17 июня 1942 года был награжден орденом Ленина.

К 1 сентября 1942 года командир звена 99-го бомбардировочного авиаполка 270-й бомбардировочной авиадивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта старший лейтенант Борис Быстрых совершил 168 боевых вылетов, 35 из которых — на разведку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года старший лейтенант Борис Быстрых был удостоен звания Героя Советского Союза.

Борис Быстрых погиб 3 июня 1943 года при вынужденной посадке на территории противника. 3 июня 1943 года заместитель командира эскадрильи 96 Гвардейского бомбардировочного авиаполка гвардии старший лейтенант Быстрых проводил бомбардировку карательных подразделений, окруживших группу партизан в Брянской области. Самолёт успешно справился с заданием, но после этого был подбит. Самолет потерял управление и упал на окраину леса. Командир экипажа погиб сразу, штурман Николай Фунаев получил смертельное ранение. Почти месяц спустя в полк возвратился счастливо уцелевший воздушный стрелок-радист экипажа Павел Шевель. Он видел, как подоспевшие к разбитому самолету немцы увидели на груди Бориса «Золотую Звезду» и стали о чем-то совещаться. Потом враги вырыли могилу, предали тело земле… и дали залп из автоматов. На могиле сделали табличку на которой написали латинскими буквами: «Русский Герой Николай Фунаев» (в найденном ими планшете штурмана были документы на имя Фунаева). Партизаны позже откопали и перезахоронили Быстрых в селе Пролысово Навлинского района Брянской области. В 1975 году его прах был перезахоронен в селе Ревны того же района.


Дата последнего изменения: 16.01.2015

Источники

  1. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2014. – 448 с.