Выберите категорию

×

Головин Павел Георгиевич

В 1937 году Головин первым из советских лётчиков достиг Северного полюса

Полярный летчик-исследователь, летчик-испытатель. Полковник, Герой Советского Союза (1937).

Родился в 1909 году в городе Наро-Фоминск Московской области. В 1934–1938 годах работал пилотом Енисейской авиагруппы Управления Полярной авиации Главсевморпути. Погиб в 1940 году во время испытательного полета под Москвой.

Окончил Московский спортивный техникум (1930), Тушинский аэроклуб (1933).

Член ВКП(б) с 1939 года.

После окончания учебы Павел Головин остался работать инструктором в Тушинской летной школе Осоавиахима. В 1934 года молодого летчика перевели в Енисейскую авиагруппу Управления полярной авиации Главсевморпути. Карская экспедиция, необорудованная Енисейская авиалиния, внетрассовые полеты над пустынной тундрой дали молодому полярному пилоту неоценимый опыт. Головин хорошо знал штурманское дело, всегда вникал в существо производимых механиками «модернизаций».

5 мая 1937 года П. Г. Головин на двухмоторном разведывательном самолёте Р-6 (АНТ-7) «СССР Н-166» первым из советских лётчиков достиг самой северной точки земного шара — Северного полюса. Доставленные им данные позволили впервые в мире успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1».

Генерал-майор авиации, Герой СССР Василий Молоков вспоминал: «Головин был нашим главным разведчиком с первого до последнего дня полета… Прекрасный неутомимый разведчик пути П. Г. Головин, которого я знал еще юношей, когда мы оба работали на Енисейской линии, на своем легоньком самолете Р-6 вылетал в любую погоду. Он кратко сообщал нам по радио, а потом более подробно уже на аэродроме об условиях дальнейшего полета — размерах облачности, направлении ветра, состоянии льдов. Этот исключительно смелый, прекрасно владеющий техникой пилотирования летчик умел все быстро определить в трудных метеорологических условиях полета. С острова Рудольфа Головин первым начал полеты к полюсу. Однажды, возвращаясь с разведки, он не смог увидеть остров, закрытый туманом, и полетел дальше. В тумане ему все же удалось разыскать подходящее ледяное поле и сесть. Это была очень рискованная посадка в море. Только через двое суток, когда туман рассеялся, Головин вернулся на базу. А 5 мая он первым достиг полюса и, не делая посадки, полетел обратно. Самолет с заглохшими моторами — в бензобаках было пусто — еле дотянул до берега острова Рудольфа. К сожалению, район полюса в тот день был закрыт сплошными облаками, и разведать возможность посадки Головину не удалось».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленные в период высадки и работы северной экспедиции, П. Г. Головину было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 40. «Я сам многому научился на Енисейском севере. Здесь мне пришлось очень много работать и на линии и на ледовой разведке. Я исколесил все огромные просторы Енисейского заполярья. И высокому званию Героя Советского Союза, которым я сейчас награжден, я во многом обязан работе на севере Красноярского края», — рассказывал летчик.

В 1937–1938 годах Головин продолжал работать командиром корабля S-43 Н-207 и Дуглас DF Н-205 в Енисейской авиагруппе УПА ГУСМП, участвовал в поисках самолёта Леваневского, был награжден орденом Красной Звезды.

В октябре 1938 года Головин перешел на испытательную работу на Московский авиазавод № 22, испытывал серийные бомбардировщики СБ. В 1939–1940 годах он принимал участие в финской войне: в эскадрилью морских бомбардировщиков Головин прибыл в звании полковника, но летал вместе со всеми как рядовой летчик, охотился на морских путях за военными транспортами. За успешные боевые вылеты награжден орденом Красного Знамени.

После окончания советско-финской войны полковник Головин вернулся на летно-испытательную работу. 1 апреля 1940 года он выполнил три ознакомительных полета на ранее уже облетанном бомбардировщике СПБ, новом самолете конструкции Поликарпова. 26 апреля 1940 года Головин выполнил первый полет на первом серийном самолете СПБ № 2/1, перегнав самолет с заводского аэродрома на Центральный. На следующий день ему предстоял очередной полет на определение устойчивости и управляемости. 27 апреля 1940 года Головин поднял СПБ № 2/1 с Центрального московского аэродрома им. Фрунзе. За полетом наблюдал конструктор самолета Н. Н. Поликарпов. Через полчаса после взлета самолет сорвался в штопор и упал на аэродром НИИ ГВФ, похоронив под собой экипаж. Очевидцы видели, как самолет Головина вывалился из облаков, вращаясь в плоском штопоре. Пилот попытался покинуть машину на парашюте, но высоты для спасения уже не было.

Именем Героя Советского Союза П. Г. Головина названа улица в Наро-Фоминске.

Дата последнего изменения: 16.01.2015

Источники

  1. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2014. – 448 с.