Выберите категорию

×

Грацианский Алексей Николаевич

Звание Героя летчик Грацианский получил за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники

Летчик, Герой Советского Союза (1957).

Родился в 1905 году в Киеве. Умер в 1987 году там же.

Окончил Киевский политехнический институт (1928), Харьковскую авиационную школу ГВФ (1928).

В 1919–1921 годах Грацианский работал учеником слесаря на заводе «Ремвоздух-6», на котором ремонтировались авиационные моторы. С лета 1921-го — студент Киевского политехнического института. Грацианский сначала стал студентом механического факультета, а когда на этом факультете была введена авиационная специализация, то решил учиться на инженера-самолетостроителя. Одновременно записался в планерный кружок, где принимал непосредственное участие в строительстве первого планера КПИ-1. Участвуя во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле, Алексей познакомился с будущими авиаконструкторами — Туполевым, Ильюшиным, Яковлевым, Гуревичем, которые, как и он, пробовали свои силы в планеризме. С января 1925 года он проходил практику в Конструкторском бюро К. А. Калинина, где принимал активное участие в проектировании самолёта К-1. Весной 1928 года защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолётостроению и без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ.

Работал в КБ К. А. Калинина в Харькове инженером-аэродинамиком, принимал участие в проектировании самолётов К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолёта К-3. В 1931 году спроектировал и построил на Харьковском авиазаводе двухместный учебно-тренировочный самолёт «Омега». На всесоюзном конкурсе этому проекту была присуждена первая премия, самолет показал хорошие лётные качества, был передан в Полтавскую школу Осоавиахима, где и применялся долгое время.

С 1928 года одновременно с конструкторской работой Грацианский занимался лётно-испытательной работой в КБ К. А. Калинина. Осенью 1931 года на самолёте К-5 он выполнил перелёт по маршруту Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Красноводск — Ашхабад — Самарканд — Ташкент — Оренбург — Самара — Пенза — Харьков, в 1932 — перелёт по маршруту Харьков — Киев — Житомир — Винница — Одесса — Николаев — Херсон — Запорожье — Макеевка — Краматорск — Харьков.

С января 1934 года Грацианский перешел на преподавательскую работу в Московском авиационном институте, где читал курс лекций по конструкции и проектированию самолётов. Его в это время связывала дружба с начальником полтавской авиашколы, морским лётчиком Сигизмундом Леваневским. Тот убедил Алексея Николаевича перейти в полярную авиацию.

С ноября 1934 по 1940 годы он — лётчик Енисейской авиагруппы Полярной авиации. Маршруты проходили вдоль реки Лены через Красноярск и Иркутск до Бухты Тикси, через год — вдоль реки Енисей от Красноярска через Игарку к Диксону. Регулярные полёты при любой погоде от Байкала до побережья Северного Ледовитого океана стали серьезной жизненной школой для Грацианского и способствовали росту его мастерства.

В 1935 Грацианский окончил Серпуховскую школу слепых полётов. Летом 1937 года провёл испытания и перегон в Красноярск купленной в США амфибии Сикорского S-43, получившей обозначение «СССР Н-207», на которой осенью 1937 года от Енисейской авиагруппы участвовал в поисках пропавшего экипажа С. А. Леваневского.

С 1940-го — лётчик-испытатель авиазавода № 22, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, провёл испытания бомбардировщика Ар-2. Война застала его на заводе, где полным ходом шел облёт сходивших с конвейера бомбардировщиков Пе-2, а позже Ил-4 и Ту-2, а в перерывах между испытательными полётами руководство завода использовало Грацианского как «воздушного извозчика»: до предела загруженный продуктами питания Ли-2 должен был доставить груз в блокадный Ленинград, а оттуда вывезти как можно больше голодающих детей. Грацианский сумел доставить из Ленинграда около тысячи малышей и более шести с половиной тонн серебра, в котором остро нуждалась авиационная промышленность.

В сентябре 1941 — феврале 1943 года Грацианский — лётчик военно-транспортной авиации, на самолёте Ли-2 занимался доставкой грузов на фронт, в блокадный Ленинград. В 1943–1952 годах — лётчик-испытатель авиазавода № 23, испытывал серийные бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-12. С февраля 1952-го по январь 1955 года — лётчик-испытатель ЛИИ (г. Жуковский). Участвовал в испытательных полётах на тяжёлых самолётах. За время лётной работы освоил 49 типов самолётов. В 1955–1958 годах работал инспектором отдела лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР, преподавал в МАИ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Алексею Николаевичу Грацианскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1958 году А. Грацианский вернулся в родной Киев. Конструкторское бюро О. К. Антонова предоставило ему для испытаний самолёты Ан-12, Ан-22 «Антей». Он вспоминал: «Возврат к прежней профессии отвечал моим новым устремлениям. Кочевая жизнь полярного лётчика не тяготила меня, хотя зачастую не знал, когда завершу очередной рейс, где придётся устраиваться на ночлег. Жажду странствий я уже в значительной степени утолил, повидал многое. И в душе ожило, заговорило прошлое… Испытательская жилка, некоторое время дремавшая, вновь запульсировала. Возрастающие скорости, высоты — всё это позвало меня на аэродром авиазавода».

В 1961 году Грацианский снова летал в Арктику, на остров Домашний. Говорил, что с детства следил за походами Нансена и Амундсена и спустя десятилетия был счастлив, что стал современником экспедиции атомохода «Арктика» в 1977 году к Северному полюсу.

В 1958–1968 годах Грацианский — заместитель генерального конструктора — начальник лётно-испытательного комплекса ОКБ О. К. Антонова. С 1968 года работал в отделе технической информации ОКБ О. К. Антонова. Был членом Главной редакционной коллегии информационных изданий ВИНИТИ. Награжден медалью «Золотая Звезда», тремя орденами Ленина, медалями. Кандидат географических наук. Жил в Киеве. Написал несколько книг: «Уроки Севера», «Полёт среди молний» и «Очерки по истории развития авиации в СССР».

Дата последнего изменения: 01.03.2016

Источники

  1. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2014. – 448 с.