Выберите категорию

×

Кашуба Павел Тарасович

Звание Героя СССР Павел Кашуба получил за спасение командующего фронтом

Летчик, капитан авиации. Герой Советского Союза (1941).

Родился в 1913 году в с. Киевка ныне Апанасенковского района Ставропольского края. Пропал без вести при выполнении спецзадания в декабре 1944 года.

Окончил Краснодарский кооперативный техникум (1933), Ейское ВМАУЛ (1936),учился в Московском планово-экономическом институте (1933-1935).

В 1935-1937 годах служил в Красной Армии, в ВВС Балтийского флота. С 1937 работал в Пятигорском аэроклубе. В 1938–1940 годах – пилот, командир Казачинского оперативного отделения Красноярского авиаотряда № 03 Лесоавиа. В 1940–1941 годах — пилот Северного авиаотряда № 02 Лесоавиа в Архангельской области.

На фронте Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Пилот 2 особой авиагруппы (ОАГ) Генерального Штаба РККА, старший лейтенант Кашуба с первых дней войны выполнял специальные задания в тылу врага. В ходе битвы за Москву в районе железнодорожной станции Навля оказались в окружении несколько наших дивизий и раненый командующий Брянским фронтом генерал-лейтенант А. И. Еременко. Кашубе поручили вывезти раненого командующего. В ночь на 12 октября 1941 года он вылетел на санитарном самолете С-2, имевшем дополнительные бензобаки. 13 октября 1941 года в сложных условиях наземной и воздушной обстановки он вывез из окружения раненого командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта А. Еременко.

За этот подвиг Павлу Кашубе 26 ноября 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Газета «Известия» 17 ноября 1941 года рассказала о подвиге героя: «… Больше шести часов Кашуба летел над территорией противника, преодолевая и обходя жесткий заградительный огонь. Ночью на небольшой поляне он посадил машину, замаскировал ее и отправился к месту расположения части. С утра вся окружающая местность была подвергнута бомбежке. Кашуба нашел раненого командующего и с наступлением темноты взлетел. На обратном пути он провел в воздухе около девяти часов и, когда заканчивалось горючее, произвел посадку на своей территории на малопригодной площадке, а потом на колхозной подводе доставил раненого генерала в ближайшую медсанчасть».

В ночь с 14 на 15 марта 1943 года разведке стало известно, что немцы в степных районах Крыма намереваются провести испытания новых видов техники и вооружения. Подпольщиками был обнаружен законспирированный лагерь. Кашуба на своем самолете Ли-2 был направлен из Адлера в район Джанкоя для выброски груза и парашютистов. Дважды обстрелянный зенитками экипаж вышел на цель, сбросил десант и вернулся на базу. Второй вылет в район цели для выброски ударной группы десантников состоялся в тяжелых метеоусловиях, в районе Арабатской стрелки самолет попал в плотный зенитный огонь. Сделав пять кругов над целью и не получив подтверждения с земли, экипаж принял решение вернуться на базу. На обратном пути в районе Владиславовки самолет был подбит огнем зенитной артиллерии. Прямым попаданием зенитных снарядов самолет буквально был разрезан и начал падать. Кашуба с помощью элеронов успел среагировать, и машина, разламываясь, заскользила по высохшей земле. Все остались живы, но приземлились во вражеском тылу. Шли всю ночь, встретили карательный отряд. Прорвались с боем, попали под бомбежку. На 9-е сутки вышли к партизанам. Больше месяца сражались в крымском партизанском отряде, а затем экипаж был вывезен на Большую Землю.

К сентябрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 2-го авиаполка 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ капитан Кашуба совершил около 200 боевых вылетов в тыл противника, из них 69 — ночью. В декабре 1944 года он пропал без вести при выполнении специального задания.

Дата последнего изменения: 30.11.2016

Источники

  1. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2014. – 448 с.