Выберите категорию

×

Ковалев Валентин Федорович

Летчик-испытатель Валентин Ковалев установил 22 мировых рекорда скорости, дальности и грузоподъемности на самолетах Ту-104

Летчик, Герой Советского Союза (1960).

Родился в 1914 году в г. Баку. Умер в 1972 году в Москве.

Окончил Высшую летно-планерную школу Осоавиахима (1934), курсы при Школе летчиков-испытателей (1949).

В 1933–1934 годах работал летчиком-планеристом-инструктором Бакинского аэроклуба. В феврале 1934 года поступил в Батайскую школу пилотов ГВФ. После ее окончания в 1937 году получил назначение в Восточно-Сибирское управление ГВФ, летал на линии Иркутск — Красноярск. С ноября 1938 года по март 1941-го — пилот Енисейской авиагруппы ГВФ. С марта 1941 года по август 1942 года — командир звена 84 учебной эскадрильи ГВФ Енисейской авиагруппы (г. Канск и г. Боготол).

В РККА Валентин Ковалев с 15 августа 1942 года, призван Боготольским РВК Красноярского края и направлен на фронт. С 15 августа 1942 года по декабрь 1945 года — пилот, командир корабля, командир отряда, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи 101 (31 Гвардейского) авиационного полка дальнего действия.

22 февраля 1943 года младший лейтенант Ковалев был награжден орденом Красной Звезды. Из наградного листа: «… Тов. Ковалев в действующей армии с 15.08.1942 г. За период работы в полку сделал 35 ночных боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных станций, скоплений живой силы и техники противника под Сталинградом, из них 16 вылетов с посадкой в глубоком тылу врага в районах, занятых нашими партизанами. Боевые задания выполняет отлично».

В ночь с 17 на 18 июля 1943 года при бомбовом ударе по станции Навля самолет Ковалева был подожжен прямым попаданием зенитного снаряда. Ковалев вел горящий самолет до тех пор, пока не отказало управление. Благодаря его хладнокровию и мужеству экипаж успел выброситься на парашютах. Ковалев последним покинул самолет только тогда, когда он был весь объят пламенем. Через двое суток вернулся в часть.

За 60 успешных боевых вылетов младший лейтенант Ковалев 18 сентября 1943 года был награжден орденом Ленина. В 1944 году заместитель командира эскадрильи капитан Ковалев выполнял специальное правительственное задание по обеспечению перевозками Народно-освободительной армии Югославии с аэродрома Бари (Италия), бомбил важные промышленные объекты в Финляндии. 6 апреля 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.

Всего за годы войны капитан Ковалев совершил 194 боевых вылета на Ли-2 на бомбардировку объектов в тылу врага и на обеспечение партизан. С августа 1946 года в запасе. В 1949 году окончил курсы при Школе летчиков-испытателей. С 1947 по 1950 годы — летчик-испытатель НИИ-17. С 1950 по май 1955 года — летчик-испытатель Летно-испытательного института (ЛИИ). С мая 1955 по 1962 год — в ОКБ А. Н. Туполева. Проводил испытания самолетов Ли-2, Ил-12, Ту-16, Ту-104, Ту-98, Ту-107, Ту-22. Установил 22 мировых рекорда скорости, дальности и грузоподъемности на самолетах Ту-104. С 1962 г. работал инженером в ОКБ А. Н. Туполева.

За героизм и мужество, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года летчику-испытателю Валентину Федоровичу Ковалеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Дата последнего изменения: 16.01.2015

Источники

  1. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2014. – 448 с.