Выберите категорию

×

Масленников Виталий Иванович

За годы войны бывший пилот Енисейской авиагруппы подполковник Масленников совершил 446 боевых вылетов

Летчик, Герой Советского Союза (1944).

Виталий Масленников родился в 1908 году в селе Шарташ Свердловской области. Умер в 1983 году в Москве.

Окончил Чкаловскую (Оренбургскую) военную авиационную школу лётчиков (1930).

В детстве Масленников занимался в Свердловском аэроклубе. После школы работал слесарем в Казани. В РККА с мая 1928 года добровольно, через Казанский ГВК был направлен на учебу в Вольскую объединённую военную авиационную школу лётчиков и авиатехников, после окончания которой в июле 1929 года продолжил обучение в Чкаловской (Оренбургской) военной авиационной школе лётчиков. После ее окончания в декабре 1930 года был назначен летчиком-инструктором Харьковской ВАШП, в марте 1933 года переведен летчиком-инструктором в Московскую школу пилотов Осоавиахима.

В апреле 1934 года добился назначения в полярную авиацию и, уволившись в запас, перешел на работу в Управление полярной авиации, где и был назначен пилотом на годичную зимовку в бухту Провидения на Чукотском полуострове. Летчик «зимовочного» самолета обслуживал полярные станции и зимовки северо-востока страны, за год работы самолет побывал во всех качествах: и санитарным, и спасательным, и грузовым, и пассажирским. После окончания зимовки пилот Масленников был назначен линейным пилотом на линию Иркутск — бухта Тикси, на которой проработал три года. В 1938 году Масленников получил новое назначение — пилотом только что сформированного Обского отдельного гидроавиаотряда.

В 1940 году судьба связала Виталия Масленникова с Красноярском — он был назначен пилотом Енисейской авиагруппы ГВФ, летал командиром корабля. Перед войной в летной книжке пилота Масленникова значилось 4300 часов налета. В связи с началом войны почти 70% личного состава Енисейской авиагруппы вместе с самолетами были направлены на фронт в состав особых авиагрупп ГВФ. В числе других летчиков, бортмехаников и радистов по мобилизации в июне 1941 года Масленников повторно был призван в армию Красноярским ГВК. С июля того же года — на фронтах Великой Отечественной войны: сначала выполнял боевые задания в качестве командира корабля ПС-84 в Московской авиагруппе особого назначения ГВФ (МАГОН) — сделал 146 вылетов по обеспечению боеприпасами и продуктами защитников Ленинграда и на выброску листовок в районы Рига, Прага, Плоешти.

С мая 1942 года старший лейтенант Масленников — командир корабля 101-го авиаполка дальнего действия. К августу 1942 года на счету заместителя командира эскадрильи самолетов Ли-2 капитана Масленникова было 57 боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных эшелонов, скоплений техники и живой силы врага, наступавшего на Сталинградском направлении.

20 июля 1942 года Масленникову во главе группы было поручено разбомбить станцию Льгов и находившиеся на ней эшелоны противника. Задачей командира было выйти точно на цель по времени, поджечь цель для основной группы бомбардировщиков. Точно выйдя ночью на хорошо замаскированную и находящуюся под мощным зенитным прикрытием станцию, командир группы точным попаданием зажег цель и вызвал на себя яростный огонь зенитной артиллерии. Искусно маневрируя, вышел из-под обстрела и, несмотря на многочисленные повреждения, сумел благополучно довести самолет до своего аэродрома. Остальные самолеты группы благодаря хорошему освещению цели пожаром завершили уничтожение станции и эшелонов.

18 августа 1942 года капитану Масленникову была присвоена первая боевая награда — орден Красного Знамени. Бывший полярный летчик Масленников стал мастером ночных бомбовых ударов, водил эскадрилью на уничтожение важнейших железнодорожных узлов, находившихся в руках противника: Вязьмы, Ржева, Смоленска, Орла, Щигров. Результатами бомбовых ударов стали нарушение снабжения и своевременного прибытия пополнения в действующие части немецких войск. Вылеты по глубоким тылам противника по выполнению специальных заданий Центрального штаба партизанского движения по выброске десантных групп и боеприпасов в районах Харькова, Киева, Брянска.

Летчик садился ночью в районах, занятых партизанами, на ограниченные площадки в лесу, откуда вывез 85 раненых партизан. Партизанам были доставлены сотни тонн боеприпасов, взрывчатки, пулеметов, автоматов и противотанковых ружей. Самолетами доставляли даже артиллерию. Так летчики полка обеспечили артиллерией знаменитые рейды партизанских соединений Ковпака и Сабурова на правобережье Днепра. Экипаж Масленникова доставил Ковпаку пушки, отряду Медведева противотанковые ружья, а на обратном пути, несмотря на сложные метеоусловия и дальность полета, вывез из Смелижа 12 тяжелораненых партизан, которым требовалась срочная операция, и 14 детей-сирот.

30 ноября 1942 года заместителя командира эскадрильи майора Масленникова, совершившего к тому времени 126 боевых вылетов в полку, представили к званию Героя Советского Союза. Однако он был награжден орденом Ленина.

В 1943 году эскадрилья майора Масленникова выбрасывала десанты на оккупированную территорию Ленинградской области, обеспечивала оружием и боеприпасами партизанские соединения Ковпака и Сабурова на Украине. Именно Масленников (сказался опыт полярного летчика) сконструировал лыжи для самолетов Ли-2, которые быстро устанавливались на шасси и легко снимались.

В мае 1943 года экипаж В. И. Масленникова выполнил особо важное правительственное задание — доставил группу дипломатов Наркоминдела СССР в Фербенкс по маршруту Москва — Красноярск — Фербенкс (Аляска, США). Через десять дней экипаж Масленникова снова был на фронте. 26 августа 1943 года командир полка повторно направил вышестоящему командованию наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза своему лучшему командиру эскадрильи: «… Тов. Масленников с первых дней Отечественной войны в действующей Красной Армии. Всего за период Отечественной войны сделал 293 боевых вылета, из них 59 — на бомбардировку важнейших железнодорожных объектов, 56 — на спецзадания по выброске боеприпасов и диверсионных групп и 32 — с посадкой на партизанские площадки. Сбросил 72 тонны бомб, перевез 89 тонн грузов и вывез 539 раненых партизан и детей. Его эскадрилья — это слетанная боевая единица, которая отлично выполняет боевые задания. 65% летчиков эскадрильи подготовлены и обучены лично командиром эскадрильи. Из неопытных пилотов, только пришедших из школы, он сам лично обучил и воспитал боевые кадры командиров кораблей. По праву считается одним из лучших и опытнейших летчиков. Его боевые вылеты характерны тщательностью подготовки и точностью выполнения. Является опытнейшим летчиком по дальним перелетам в сложных метеоусловиях. Один из первых в полку произвел посадку в тылу противника, один из первых начал летать на машине с дополнительными баками. За всю свою летную практику не имел ни одного случая невыполнения боевого задания или потери ориентировки. Его экипаж выполняет самые сложные и трудные задания. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за «умелое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм» майор Виталий Иванович Масленников был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

В апреле 1944 года майор Масленников был назначен командиром формирующегося 338-го авиаполка дальнего действия на самолетах В-25 «Митчелл». За короткий период времени он сформировал полк, ввел в строй 30 боевых экипажей, начал боевую работу. Сам лично водил группы бомбардировщиков на бомбардировку переднего края обороны и тылов противника. 5 ноября 1944 года командир авиаполка подполковник Масленников «.за хорошую организацию формирования полка, руководство боевой работой, смелую и разумную инициативу в организации боевых вылетов» был награжден орденом Александра Невского.

Всего за годы войны бывший пилот Енисейской авиагруппы ГВФ Герой Советского Союза подполковник Масленников совершил 446 боевых вылетов. В апреле 1946 года В. И. Масленников был уволен в запас, продолжил работу в полярной авиации, летал командиром корабля Московского отдельного авиаотряда полярной авиации. 23 апреля 1948 года в составе группы из трех самолетов высадил на полюсе исследовательскую экспедицию «Северный Полюс-2». В апреле 1954 года в районе 77-й параллели вместе с М. В. Водопьяновым организовывал место базирования дрейфующей станции «Северный Полюс-4». В навигацию 1961 года на Ил-14 разыскал подходящую для ледового аэродрома льдину, совершил посадку на нее и обеспечивал высадку на льдину с атомного ледокола «Ленин» полярников дрейфующей станции «Северный Полюс-10». За полеты в Арктике был награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Жил в Москве.

Дата последнего изменения: 30.11.2016

Источники

  1. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2014. – 448 с.