Выберите категорию

×

Пашков Иван Дмитриевич

Летчика Ивана Пашкова называли одним из лучших пикировщиков-снайперов

Летчик, полковник (1975). Герой Советского Союза (1945).

Родился в 1921 году в с. Усть-Барандат Кемеровской области. Умер в 1993 году в Екатеринбурге.

Окончил красноярскую школу №7 (1940), Красноярский аэроклуб (1940), Омскую ВАШП (1941), Военно-Воздушную академию (1948), экономический факультет Уральского государственного университета.

В 1937 году после смерти отца, взяв мать и сестер, Иван Пашков переехал в Красноярск к брату. В 1940 году окончил школу № 7, музыкальную школу при Дворце культуры железнодорожников и Красноярский аэроклуб. 13 августа 1940 года Пашков был призван в РККА Кагановичским райвоенкоматом Красноярска и направлен в Омскую ВАШП. Окончил Омскую ВАШП в ноябре 1941 года Переучивался на Пе-2 в 23 запасном авиаполку (ЗАП) в Иркутске до августа 1942.

На фронте с октября 1942 года — сержант, летчик 46 бомбардировочного авиаполка на Калининском, Волховском, Северо-Западном фронтах. 15 января 1943 года при самостоятельном выполнении задания был атакован четырьмя истребителями противника, в воздушном бою сбил один Ме-109, сам был ранен и подожжен, но сумел выйти из боя и посадил самолет на своей территории. 7 марта 1943 года при выполнении боевого задания по переднему краю обороны противника самолет Пашкова был подбит двумя прямыми попаданиями зенитных снарядов. Были разбиты правая плоскость и центроплан, правый руль высоты. Одновременно поврежденный самолет был атакован истребителем противника и получил еще ряд повреждений. Трудноуправляемый самолет вошел в пикирование, но летчик, мужественно и хладнокровно отражая атаку противника, вывел самолет из пике и привел самолет на свой аэродром.

14 марта 1943 года старший сержант Пашков получил первую боевую награду – орден Отечественной войны II степени. С 18 марта 1943 года Пашков — командир звена 82 Гвардейского бомбардировочного авиаполка. С 8 мая 1943 года — младший лейтенант, с декабря 1943 года — лейтенант, с октября 1944 года — старший лейтенант.

С 5 июля 1943 года на Белгородском направлении Пашков совершил 20 успешных боевых вылетов. 13 августа 1943 года бомбил скопление автомашин и пехоты противника, уничтожил 30 автомашин. 31 августа 1943 года был награжден орденом Красного Знамени.

При разрушении мостов и переправ на Днепре, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, прямым попаданием с пикирования он уничтожил 30 автомашин и вывел из строя Кременчугский гужевой мост, сбив при этом в воздушном бою один Ме-109. 20 октября 1943 года после нанесения бомбового удара по станции Александрия на обратном маршруте над аэродромом противника были обнаружены по кругу собравшиеся Ю-87. Пашков со своим звеном врезался в строй «Юнкерсов», и в результате скоротечного воздушного боя летчиками звена было сбито 7 вражеских бомбардировщиков, а остальные сбросили бомбы на свой аэродром.

27 сентября 1943 года при налете на железнодорожную станцию Верховцево, несмотря на атаки шестерки Ме-109, успешно отражая атаки и умело маневрируя, прямым попаданием с пикирования Пашков уничтожил 5 эшелонов с отходящими войсками. Выполняя спецзадание в интересах Главного командования по разрушению станции Вапнярка, произвел 5 одиночных вылетов в сложных метеоусловиях, уничтожил эшелон с пехотой, разбил здание конторы и входные и выходные стрелки. За проявленные мужество и отвагу 21 июня 1944 года гвардии лейтенант Пашков был награжден вторым орденом Красного Знамени.

К апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант Пашков совершил 160 успешных боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника. В 15 воздушных боях сбил лично три и в группе — четыре самолета врага. Точными бомбовыми ударами уничтожил на земле 8 самолетов противника. 29 марта 1945 года командир полка представил гвардии старшего лейтенанта Пашкова к присвоению звания Героя Советского Союза: «… В боях с немцами показал себя одним из храбрых летчиков, выполняя всегда сложные и ответственные боевые задания. Техникой пилотирования на самолете Пе-2 владеет в совершенстве при любых сложных метеоусловиях, отлично летает по приборам вслепую и в облачности. Один из лучших и первых пикировщиков-снайперов, 85 раз выполнял боевые задания с пикирования, точно поражая ответственные точечные цели. Одиночно на разведку произвел 14 боевых вылетов в интересах армейского командования и 26 боевых вылетов «на охоту», всегда привозил ценные разведданные, во время свободной «охоты» находил и поражал точным бомбометанием важные объекты противника. Как командир комсомольского экипажа был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. 16 января 1945 г. его звено бомбило скопление войск и техники противника на станции Скаржиско-Каменна, в результате было уничтожено 6 паровозов, 16 зданий, убито 170 немецких солдат. 6 марта 1945 года, блокируя аэродром Штефансдорф, точно вышел на цель и с горизонтального полета точным бомбометанием уничтожил 5 самолетов и батарею зенитной артиллерии. За мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, и нанесенный большой ущерб врагу в живой силе и технике достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

После представления к высшей правительственной награде командир звена Пашков совершил еще 19 успешных боевых вылетов на уничтожение танков и пехоты противника в центральных районах Германии. За высокую результативность боевых вылетов 22 мая 1945 года был награжден орденом Красной Звезды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии старшему лейтенанту Ивану Дмитриевичу Пашкову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Из воспоминаний И. Д. Пашкова: «На Калининском фронте совершил 10 боевых вылетов. Февраль 1943 г. Задание — уничтожить на рассвете самолеты противника на аэродроме Гривочки. Внезапным ударом мы звеном нанесли удар по аэродрому — уничтожили 5 самолетов и 2 бензозаправщика. На Курской дуге совершил 47 боевых вылетов. На 1 Украинском фронте за 2 месяца на Днепровском плацдарме уничтожил 18 эшелонов с грузами. Отыскав эшелон, захожу на бреющем в лоб эшелону, делаю горку до высоты 300–400 метров, с планирования с точным расчетом бросаю 2 бомбы по 100 кг с таким расчетом, чтобы бомбы упали на железнодорожное полотно в 20–30 м впереди паровоза. Эшелон налетает на разрушенные рельсы, падает под откос, после чего фотографируем результаты работы. По эшелонам с цистернами — аналогично, но даю 2–3 пулеметных очереди и зажигаю цистерны, потом пару бомб впереди паровоза, потом вдоль шоссе огонь из пулеметов. Разбил с пикирования два железнодорожных моста — Кременчуг и Днепропетровск. На станции Вапнярка уничтожил эшелон с немцами. В 1944 году севернее Кракова в сложных метеоусловиях уничтожил 2 крупных склада с боеприпасами и горючим и 9 эшелонов. На аэродроме Герлиц Бреслау уничтожил 16 самолетов на земле и 5 в воздушных боях. Последние 11 боевых вылетов сделал на Берлин».

После окончания войны Пашков в 1948 году окончил Военно-Воздушную академию и продолжил служить в ВВС: командир эскадрильи, заместитель командира полка, командир полка. Подполковник Пашков уволился в запас в декабре 1959 года. Жил в Свердловске (Екатеринбурге). Окончил экономический факультет Уральского государственного университета, работал старшим инженером в научно-исследовательском институте. 

Дата последнего изменения: 16.01.2015

Источники

  1. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2014. – 448 с.