Выберите категорию

×

Красноярский завод прицепной техники

Со строительства завода началась история Сосновоборска.

Красноярский завод автомобильных прицепов (1976—1990 гг.), Сосновоборский машиностроительный завод (1990—1991 гг.), ЗАО «БЕСОТРАЛ» (1991—2001 гг.), Красноярский завод прицепной техники (2001—2009 гг.).

Завод автомобильных прицепов работал в 1976—2009 гг. и являлся градообразующим предприятием Сосновоборска.

Основание Красноярского завода автомобильных прицепов было связано с интенсивным развитием в СССР производства автопоездов, строительством крупных автомобильных фирм, в том числе КамАЗа, и необходимостью организации массового производства прицепной техники. Завод первоначально планировался как основной поставщик прицепного состава для большегрузных автомобилей марки КамАЗ.

В 1970 г. были изданы распоряжение Совета Министров СССР и приказ Министерства автомобильной промышленности СССР о строительстве в 1970—1974 гг. в районе города Красноярска завода по производству тракторных и автомобильных прицепов и полуприцепов. В ноябре 1970 г. в 30 км от Красноярска велись подготовительные работы по строительству завода и поселка — будущего города Сосновоборск. К сентябрю 1971 г. границы предприятия и будущего города были определены, а 11 марта 1972 г. состоялась закладка первого кубометра бетона в блок литейных цехов.

Летом 1974 г. на заводе началась работа по изготовлению двух первых опытных 14-тонных полуприцепов ОдАЗ-9370. В 1975 г. был зарегистрирован графический товарный знак завода — крылатый конь. В 1976 г. было утверждено название завода — Красноярский завод автомобильных прицепов.

В 1977 г. на заводе был выпущен тысячный полуприцеп, в 1978-м — 10-тысячный, в 1981 г. — 50-тысячный, в 1984 г. — 100-тысячный, а в 1988 г. заводчане отпраздновали двойной юбилей: выпуск 200-тысячного полуприцепа и тысячного рефрижератора.

В 1979 г. завод произвел первую экспортную поставку полуприцепов в Польскую Народную Республику. В 1981 г. была изготовлена опытная партия самосвальных сельскохозяйственных прицепов ГКБ-8527. В 1982 г. запущен главный сборочный контейнер на проектных площадях. В 1983 г. на заводе освоили производство сельскохозяйственных прицепов ГКБ-8551. В 1984 г. был начат серийный выпуск прицепа ММЗ-82021 к легковому автомобилю. В 1985 г. был изготовлен первый рефрижератор ОдАЗ-9772.

К 1986 г. на заводе был достигнут рекордный среднесуточный темп производства: 103 полуприцепа, 19 сельскохозяйственных прицепов, 38 прицепов к легковому автомобилю и 2 рефрижератора. К 1988 г. на заводе работало около 10,5 тыс. человек. В 1989 г. были выпущены первые самосвальные полуприцепы А-496 в цехе мелких серий и открыт заводской музей.

В 1990 г. Красноярский завод автомобильных прицепов был преобразован в производственное объединение «Сосновоборский машиностроительный завод». Через год, в 1991 г., была осуществлена приватизация завода и преобразование его в акционерное общество закрытого типа «БЕСОТРАЛ».

В 1992 г. на заводе был начат выпуск прицепа КЗАП-8140 к легковому автомобилю.

В 2001 г. предприятие было переименовано в Красноярский завод прицепной техники. К началу 2000-х гг. завод являлся целым комплексом производств, в составе которого было не только производство прицепной техники, но и инструментальное, кузнечное и сталелитейное производство, производство ремонтного и специального видов литья. Эти производства обеспечивали собственные нужды и поставляли заказчикам стальное, чугунное и цветное литье, горячие штамповки и поковки, режущий и мерительный инструмент, штампы, специальные и универсальные приспособления для механической обработки, сварки и сборки.

Помимо основных моделей и модификаций прицепной техники, завод производил запчасти и поставлял на ряд заводов Российской Федерации машинокомплекты, на базе которых выпускалось более 20 разновидностей специализированного автотранспорта: панелевозы, контейнеровозы, авторефрижераторы, газосварщики и многое другое.

Тем не менее периодически на предприятии происходила задержка заработной платы, были проблемы со сбытом готовой продукции. В результате в 2009 г. завод закрылся.

Дата последнего изменения: 07.11.2016

Шкала времени