Выберите категорию

×

Ачинский железнодорожный узел

В Ачинском железнодорожном узле сходятся четыре направления: Транссиб на запад и восток, ветка до Лесосибирска и линия до Абакана.

Ачинский железнодорожный узел. Автор: いんてる. Источник: http://foto-planeta.com Ачинский железнодорожный узел. Автор: いんてる. Источник: http://foto-planeta.com

Ачинск — один из крупнейших узлов Красноярской железной дороги, расположенный на Транссибирской магистрали. Здесь сходятся четыре железнодорожных направления: на восток и запад уходит Транссиб, на север идет ветка Ачинск — Лесосибирск, на юг — линия Ачинск — Абакан («Ачминдор»). Такого напряженного перекрестка на Красноярской железной дороге больше нет.

В состав Ачинского узла входит три станции — Ачинск-I, Ачинск-II и Новая Еловка. Непосредственно на территории города расположены две из них — Ачинск-I и Ачинск-II. Первая специализируется на приеме и отправлении пассажирских и грузовых поездов, сортировочной работе. Ачинск-II занимается погрузкой продукции городских предприятий, в частности, обслуживает Ачинский глиноземный комбинат.

Через станцию Новая Еловка, которая расположена в 20 км от города Ачинска и территориально относится к Большеулуйскому району Красноярского края, производится вывоз продукции Ачинского нефтеперерабатывающего завода.

В течение 30 лет, с 1966 по 1996 г., Ачинск являлся столицей одного из отделений Красноярской магистрали. Сегодня здесь базируется Ачинский центр организации работы станций (всего таких центров на магистрали три). Здесь также представлены все железнодорожные хозяйства — пути, энергообеспечения, автоматики и телемеханики, связи, вагонная служба и т. д. В целом на железнодорожных предприятиях Ачинского узла трудится более 2 тыс. человек.

Станция Ачинск-I. Автор: dmitry.afonin. Источник: http://foto-planeta.com Станция Ачинск-I. Автор: dmitry.afonin. Источник: http://foto-planeta.com

В XIX в. именно улучшение транспортной системы — прокладка Московского тракта и строительство Транссибирской магистрали — дало импульс развитию города Ачинска. В 1894 г. было построено бревенчатое здание станции Ачинск Томской железной дороги. 5 декабря 1895 г. от Ачинска до Красноярска по Транссибу ушел первый пробный поезд, в пункт назначения он прибыл 6 декабря. В феврале 1897 г. был запущен железнодорожный мост.

В Ачинском музее сохранилось расписание начала ХХ в., которое свидетельствует, что в те годы на станции останавливались три пары поездов. Они стояли здесь 10 минут, а до Красноярска добирались за 7 часов. Сегодня этот путь занимает чуть более 3 часов.

Судьбоносным для станции Ачинск стал 1911 г., когда Комиссия о новых железных дорогах приняла решение начать ветку до Минусинска не в Итате (что в 105 км на запад по Транссибу), как предполагалось в одном из вариантов проекта, а в Ачинске. В 1913 г. началось строительство станции Ачинск-II и железнодорожной линии Ачинск — Минусинск. В 1914 г. на работу было принято 400 транспортных служащих и более тысячи рабочих. В ноябре 1925 г. по новой ветке отправлен первый поезд.

В 1982 г. именно в Ачинске прошли съемки художественного фильма «Магистраль». В основе сюжета этой драмы лежит повесть Валерия Барабашова «Жаркие перегоны». Действие фильма разворачивается на Ачинском вокзале (он построен в 1972 г.). Можно заметить, что за прошедшие годы вид перрона и пассажирского конкорса нисколько не изменился. Ради съемок с вокзала на один день сняли табличку «Ачинск» и заменили вывеской «Красногорск». В фильме также «снимались» железнодорожный мост через реку Чулым и локомотив ВЛ-80Р. Когда он попадает в кадр, можно заметить, что пункт приписки замазан, однако под слоем краски отчетливо проступает надпись «Боготол». Актер Кирилл Лавров за роль начальника Красногорской железной дороги получил звание «Почетный железнодорожник» — уникальный случай в истории отечественных железных дорог.

Вокзал Ачинск-II. Автор: dmitry.afonin. Источник: http://foto-planeta.com Вокзал Ачинск-II. Автор: dmitry.afonin. Источник: http://foto-planeta.com

Сегодня станция Ачинск — крупное железнодорожное предприятие города, которое ежесуточно пропускает 32 пары пассажирских поездов (дальних и пригородных) и 42 пары транзитных грузовых поездов, перерабатывает 12 местных поездов. Напряженная работа станции требует ее планомерного развития.

В 2009 г. Красноярской железной дорогой проведено техническое перевооружение станции Новая Еловка, через которую производится вывоз продукции Ачинского нефтеперерабатывающего завода. На сортировочной горке станции полностью автоматизирована система управления стрелочными переводами, механизированы процессы торможения вагонов, на электронную основу переведен документооборот, система связи переведена на цифровые технологии, восстановлены семь путей, прежде закрытых для работы. За счет проведенных работ увеличена пропускная способность станции, сокращены сроки обработки подвижного состава, улучшено качество обслуживания клиентов.

За последние годы на станции Ачинск модернизирована система управления светофорами, стрелочными переводами, удлинены пути, внедрены современные технологии управления перевозочным процессом.

Сегодня в Ачинске возводится новая станция — Ачинск-III. В 2012 г. началось строительство новых приемоотправочных путей для пропуска поездов, следующих через Ачинск транзитом на восток.

На втором этапе реализации проекта будут построены приемоотправочные пути для обработки транзитных поездов западного направления. Тогда комплекс выделят в самостоятельную станцию — Ачинск-III. Его задачей станет обслуживание транзитного поездопотока. Проект планируется реализовать к 2018 г. Инвестиции ОАО «РЖД» составят около 2,5 млрд рублей. Строительство новой станции Ачинск-III позволит значительно увеличить перерабатывающие и пропускные способности Транссибирского участка Красноярской магистрали.

В 2008 г. Красноярская железная дорога открыла в Ачинске первый Дом ветеранов. Его новоселами стали пенсионеры, отработавшие на предприятиях отрасли по 20—30 лет.

Дом ветеранов принципиально отличается от привычных геронтологических центров для пенсионеров. Это многоквартирный жилой пансионат. В доме 20 квартир, есть медпункт, прачечная, медицинский кабинет. Все квартиры (17 однокомнатных и 4 двухкомнатные) обставлены мебелью, в штате обслуживающего персонала — электрик и сантехник. Во дворе дома разбиты газоны, посажены деревья, работает фонтан. Также для ветеранов выделены небольшие приусадебные участки.

Железнодорожный дом ветеранов — не единственный в Ачинске социальный объект Красноярской магистрали. Здесь также функционирует два ведомственных детских сада и железнодорожная поликлиника.

Дата последнего изменения: 02.11.2016

Источники

  1. Красноярская железная дорога.
  2. Стальное звено Транссиба: 100 лет Красноярской железной дороге. 1899—1999 / сост. В. В. Чагин, В. Г. Саклаков. — ВВ. Чагин, В. Г. Саклаков. — Красноярск: Кн. изд-во, 1998.