Выберите категорию

×

«Ачминдор»: железнодорожная линия Ачинск — Минусинск

Более 85 лет «Ачминдор» обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки между Ачинском и Абаканом.

Железнодорожная линия Ачинск — Минусинск соединяет город Ачинск со столицей Республики Хакасия — городом Абаканом. Длина линии составляет около 460 км.

Впервые вопрос строительства железнодорожной линии Ачинск — Минусинск был поднят Ачинской городской думой в 1899 г. Инициатором и духовным вдохновителем этого проекта магистрали явилась Вера Арсеньевна Баландина, уроженка села Новоселово Минусинского уезда Енисейской губернии, одна из самых образованных женщин не только Сибири, но и России. Как ученый, предприниматель и общественный деятель она прекрасно знала проблемы края, понимала важность возведения железной дороги, которая откроет доступ к природным богатствам Минусинской земли.

В 1911 г. Баландина добилась его рассмотрения Комиссией о новых железных дорогах. 29 октября 1912 г. правительство утвердило устав Ачинско-Минусинской железной дороги (акционерное общество «Ачминдор»).

«Без единой взятки, одной лишь силой убеждения», как пишет Вера Баландина в своей книге «Восстановление истины», она сумела не только организовать проектные работы с личным участием в изысканиях, но и довести дело до начала строительства дороги, добившись финансирования проекта, которое составило около 35 млн рублей. Право на строительство дороги протяженностью 450 верст получил консорциум столичных банков.

Реализации проекта способствовали также глава Ачинска В. С. Обжорин и купец А. С. Мокроусов, Так, на проведение изыскательских работ Ачинская городская управа выделила 12 тыс. рублей. Над проектом работали пять исследовательских партий, которые подготовили три варианта трассы. В 1913 г. началось строительство станции Ачинск-II и железнодорожной линии на Минусинск.

Завершение строительных работ по проекту намечалось к осени 1915 г., но Первая мировая война, две революции и Гражданская война внесли свои коррективы. К примеру, в годы Первой мировой 400 тыс. пудов рельсов, готовых к отправке в Ачинск, пошли на переплавку и последующую отливку артиллерийских орудий. 1 января 1916 г. открылось движение на участке Ачинск — Ададым протяженностью 50 верст.

Прибыль от перевозок шла на дальнейшее строительство. Сдавали линию перегонами, от станции к станции. К 1917 г. пробиты три тоннеля, рельсы дошли до станции Ужур. С лета 1918 г. по лето 1920 г. работы по строительству трассы из-за Гражданской войны не велись. С приходом советской власти Сибревком вынес постановление об образовании акционерного общества из ряда сибирских госучреждений с целью ускорения строительства. Вновь развернулись строительные работы. К началу 1923 г. укладка пути дошла до Ужура, а в марте 1925 г. вышла на финишную прямую. 23 ноября 1925 г. первый поезд пришел в поселок Хакасск — ныне город Абакан.

В 1926 г. линия была сдана в эксплуатацию, придав новый импульс развитию города Ачинска, строительству промышленных предприятий, разработке рудников. С постройкой станции Ачинск-II открылся доступ к богатейшим ресурсам юга Енисейской губернии. Станция явилась связующим звеном между предприятиями города и сетью железных дорог страны.

Благодаря этой линии позднее началось освоение буроугольных месторождений западной части Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК).

Свое предназначение линия выполняет и по сей день, обеспечивая вывоз грузов с местных предприятий, а также пассажирские перевозки.

Дата последнего изменения: 01.11.2016

Источники

  1. Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2006 год / Гос. универс. науч. б-ка Красноярcкого края. — Красноярск, 2005.
  2. Красноярская железная дорога.
  3. Лопаткин, Г. С. Летопись града Ачинска. — Ачинск, 2000. — 543 с.