Выберите категорию

×

Джебский тоннельный комплекс

Срок эксплуатации Джебского тоннеля рассчитан на 100—150 лет.

2-й Джебский тоннель. Источник: сайт «Инновационное развитие ОАО „РЖД“: все самое интересное о железной дороге», http://www.rzd-expo.ru 2-й Джебский тоннель. Источник: сайт «Инновационное развитие ОАО „РЖД“: все самое интересное о железной дороге», http://www.rzd-expo.ru

Джебский тоннель входит в тоннельный комплекс Красноярской железной дороги, расположен в Курагинском районе Красноярского края на 595-м км линии Абакан — Тайшет на перегоне между станциями Джебь и Щетинкино.

Джебский тоннель состоит из двух параллельных ниток длиной 661 и 752 м. Расположен на сложном участке железной дороги с крутым подъемом, виадуком и серпантинами. Старая нитка тоннеля, пройденная в период строительства «Трассы мужества», в данный момент закрыта на реконструкцию. Движение поездов осуществляется по новому тоннелю, построенному в 2006 г.

Первый Джебский тоннель

Первый путь тоннельного комплекса был пройден во время строительства железнодорожной линии Абакан — Тайшет и сдан в эксплуатацию в 1968 г. Скорость прохождения поездов через тоннель составляла 25 км/ч.

Неудачная гидроизоляция тоннеля привела к постоянным сильным обводнениям, образованию наледи и разрушению обделки. Уже через 15 лет после сдачи тоннеля здесь пришлось делать первый капитальный ремонт. Впоследствии при тоннеле содержалась постоянная бригада ремонтников, поддерживавшая тоннель в рабочем состоянии. За 35 лет эксплуатации внутренние конструкции тоннеля сильно обветшали, что начало создавать угрозу безопасности движения поездов. В 2006 г., после сдачи в эксплуатацию нового тоннеля, расположенного параллельно старому, первый путь сквозь гору был законсервирован.

Осенью 2013 г. началась подготовка к реконструкции старого тоннеля. Проектно-сметную документацию по ремонту тоннеля по заказу Красноярской железной дороги разрабатывает институт «Красноярскжелдорпроект». В ходе работ заменят внутренние конструкции тоннеля и сделают новую гидроизоляцию. Возможна также его частичная перепроходка, которая позволит повысить скорость следования поездов.

Второй Джебский тоннель

Вторая нитка комплекса была запроектирована в рамках проекта по переводу железнодорожной линии на двухпутное движение. Трасса была выбрана и утверждена Министерством путей сообщения СССР еще в 1991 г.

Проходка второго пути Джебского тоннельного комплекса началась в 2001 г. Проект строительства был разработан ООО ПИИ «Бамтоннельпроект» совместно с ОАО «Томгипротранс», работы вели тоннельные отряды № 12 и № 22 ОАО «Бамтоннельстрой». 20 мая 2004 г. произошла сбойка тоннеля. В ноябре 2006 г. новая нитка была введена в эксплуатацию.

Из-за сложности горного массива тоннель сооружен в форме овала с радиусом 330 м. Путь в тоннеле уложен безбалластным способом, что увеличивает сроки эксплуатации пути и позволяет повысить скорость движения поездов с первоначальных 40 км/ч до максимальной в процессе обкатки тоннельной трассы.

При сооружении нового тоннеля применялась специальная гидроизоляционная технология, которая не допускает проникновения водных стоков на бетонную обделку тоннеля и предотвращает его разрушение. Данная технология увеличивает сроки эксплуатации (без капитального ремонта) почти до 100 лет. Кроме того, в тоннеле предусмотрена система ходов и секция для безопасной деятельности обслуживающего персонала. Запасные ходы ведут в дренажную штольню протяженностью 792 м, построенную параллельно тоннелю и предназначенную для стока воды и служащую эвакуационным выходом в случае чрезвычайных ситуаций.

Дата последнего изменения: 02.11.2016