Выберите категорию

×

Хатангский морской торговый порт

Хатангский порт — форпост Северного морского пути.

Хатангский морской торговый порт. Источник: сайт ЗАО «Хатангский морской торговый порт», www.hmtp.ru Хатангский морской торговый порт. Источник: сайт ЗАО «Хатангский морской торговый порт», www.hmtp.ru

Хатангский морской торговый порт расположен на правом берегу реки Хатанга и производит погрузо-разгрузочные работы и транспортировку энергоносителей и генеральных грузов при северном завозе. Для защиты «зимующего» флота в Хатангском порту ежегодно строится ледяная дамба в 20 м высотой и 60 м длиной, позволяющая «прятать» суда от ледяных полей, идущих по реке на север, к морю Лаптевых. В настоящее время это единственная известная ледяная дамба в портах мира.

Начало торгового судоходства на реке Хатанга относится к 1936 г., когда небольшой винтовой пароход «Игарец» прибуксировал из бухты «Нордвик» в районный центр баржу с товарами. В 1938 г. с реки Лены перегнали мощный колесный пароход «Летчик Бабушкин» с двумя баржами. 28 февраля 1939 г. был издан приказ об образовании Хатангского речного агентства. Регулярные рейсы были начаты из бухты Кожевникова, где перегружали грузы в баржи с прибывающих морских судов и везли в Хатангу и дальше по Хете. В 1952 г., когда капитаны судов речной конторы Н. Д. Гапонов и В. Д. Щеглюк как лоцманы провели из Хатангского залива в районный центр морской пароход «Кузнецкстрой», было положено начало регулярным заходам морских судов в Хатангу. Для этого потребовалось построить причалы, подъездные пути к ним, склады для приемки грузов и гаражи.

В начале 1960-х гг. в связи с увеличением объема работ порт вынужден был строить второй причал, представляющий собой 3—4 фермы, установленные на грунт, на которые укладывался настил из брусьев для гусеничного крана. С помощью этого непрочного сооружения производилась обработка судов портового флота. Со временем в связи с изменением состава судов возникла потребность в капитальных причальных сооружениях.

Сюжет «Порт Хатанги» из цикла репортажей «Вести» на краю земли», 2013 г. Авторы: Дмитрий Бызов, Денис Жемчугов. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск».

С 1975 г. на базе списанных металлических барж были построены причалы № 1, 2 и 3, которые не только обеспечивали обработку судов портового флота, но и принимали часть объема обработки морских судов. Для обеспечения бесперебойной обработки морских судов таким же способом был построен причал № 4, а затем и причал № 5 в 1986 г.

Мощность порта ежегодно увеличивалась. Так, в 1974 г. порт перерабатывал 159 тыс. т и перевозил 75 тыс. т грузов, а в 1984 г. — уже 312 тыс. т и 177 тыс. т соответственно.

В конце 1990-х и начале 2000-х гг. Хатангский порт испытывал трудности: производственные объемы упали, флот требовал ремонта, часть судов была списана или выведена с Крайнего Севера и передана другим организациям. Производство возобновилась в 2006 г. с началом деятельности компании ЗАО «Хатангский морской торговый порт». В настоящее время это единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района.

В настоящее время в эксплуатации ЗАО «ХМТП» имеется флот, в состав которого входят морские суда, суда класса «река — море», самоходные и несамоходные суда речного класса, плавкраны. Это позволяет компании выполнять задачи самого различного назначения, в том числе доставку грузов в районы мелководья с ограниченными сроками завоза в бассейне реки Хатанга, перевозку пассажиров в бассейне реки Хатанга, перевозку грузов из южных районов РФ по ВВП и Северному морскому пути в районы Крайнего севера, выполнение комплексных услуг по доставке грузов с выгрузкой на необорудованный берег, международные перевозки грузов морским транспортом в Азово-Черноморском бассейне, Средиземном море, морях Западной и Северной Европы.

Дата последнего изменения: 03.11.2016