Выберите категорию

×

Красноярский коммунальный мост

Коммунальный мост стал украшением Красноярска и прославился на весь мир, войдя в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира».

Коммунальный мост. Автор: С. Филинин. Источник: http://feelek.livejournal.com Коммунальный мост. Автор: С. Филинин. Источник: http://feelek.livejournal.com

Коммунальный мост Красноярска — один из одиннадцати действующих мостов через реку Енисей. Соединяет правый и левый берега столицы Красноярского края. На правом берегу мост выходит на Предмостную площадь, на левом — на Театральную площадь, бывшую площадь 350-летия Красноярска.

Коммунальный мост предназначен для пешеходов и автомобильного транспорта, номинально состоит из двух мостов, разделенных специальной дамбой на острове Отдыха. Ширина Коммунального моста составляет 23,4 м, высота — 26 м. Общая длина мостового перехода с подходами и дамбой 2 300 м.

Плашкоут на Енисее до строительства Коммунального моста, начало XX в. Источник: http://www.krasplace.ru/ Плашкоут на Енисее до строительства Коммунального моста, начало XX в. Источник: http://www.krasplace.ru/

До постройки Коммунального моста с одного на другой берег жители Красноярска перебирались на плашкоуте — платформе на двух больших плоскодонных лодках, перемещавшейся с помощью каната и силы течения реки.

В 1930-е гг. началось строительство крупных промышленных предприятий на правом берегу Енисея в Красноярске. Тогда начались серьезные разговоры о необходимости появления автомобильно-пешеходного моста, так как единственной постоянной переправой являлся железнодорожный мост. 18 января 1940 г. исполком крайсовета принял решение о строительстве моста через Енисей в створе улицы Вейнбаума или Сурикова, но с началом войны вопрос о строительстве был отложен.

В годы Великой Отечественной войны потребность в мосте через Енисей возросла многократно в связи с эвакуацией в Красноярск различных предприятий с запада страны, но все средства и силы шли на нужды фронта. В это время был организован понтонный мост, разводившийся по ночам для пропуска судов и проработавший до запуска капитального моста.

В 1956 г. строительство моста стартовало. Его проект разработал московский институт «Гипрокоммундортранс», строительство вел филиал «Мостострой № 2» (ныне Мостоотряд № 7). Новый мост должен был стать самым длинным на тот момент в Азии. Его постройка шла рекордными темпами, в Красноярск съезжались строители, архитекторы и инженеры со всего Советского Союза.

Постройка моста осуществлялась кессонным методом — на дно Енисея погружался огромный колокол из железобетона, внутри него под давлением 1,8 атмосферы находились рабочие. Трудиться в таких условиях можно было лишь по 4 часа. К началу 1958 г. были установлены все опоры моста, весной началось сооружение полусводов, которые устанавливались с помощью плавучих опор и буксировались к месту монтажа теплоходами. Их установили к зиме 1960 г. С этого времени пешеходы могли пересечь Енисей даже ночью, когда понтонный мост был разведен для прохода барж и буксиров.

Фильм «Мост» из цикла программ  «Непотерянный рай», 2011 г. Авторы: Дмитрий Бызов, Денис Корнилов, Константин Ожерельев, Александр Шевелев, Григорий Зимин, Владимир Жулин, Владимир Сыргашев, Ольга Петриченко. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск».

17 октября 1961 г. состоялся торжественный митинг, посвященный открытию Коммунального моста. Затем мост на месяц был закрыт на технологические испытания, а 15 ноября 1961 г. сдан в эксплуатацию и открыт для транспорта и пешеходов.

Строители Коммунального моста А. И. Бахтин, Н. А. Богдзель, И. П. Калинников, П. А. Егоров, К. К. Ивашева были удостоены Ленинской премии за разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, позволившей существенно сократить сроки строительства и удешевить его. Сам мост благодаря этой технологии вошел в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира».

Мостовой переход через реку Енисей является сложным инженерным сооружением и относится к числу уникальных в практике советского и зарубежного мостостроения как по своим конструкциям, так и по способу организации строительно-монтажных работ.

Дата последнего изменения: 03.11.2016

Шкала времени