Выберите категорию

×

Манский тоннель

Манский тоннель является частью «Трассы мужества» и одним из объектов проекта по развитию двухпутного движения на линии Междуреченск — Тайшет.

Торжественное мероприятие, посвященное окончанию проходческих работ в Манском тоннеле. Источник: интернет-газета Newslab.ru Торжественное мероприятие, посвященное окончанию проходческих работ в Манском тоннеле. Источник: интернет-газета Newslab.ru

Манский тоннель — самый протяженный тоннель на Красноярской железной дороге. Тоннель находится в Партизанском районе Красноярского края, на 729-м километре Южного хода магистрали Междуреченск — Тайшет (между станциями Лукашевич и Кравченко) под Аргазинским перевалом в Саянских горах.

Первая нитка Манского тоннеля была возведена в 1961—1963 гг. вместе со строительством железнодорожной линии Абакан — Тайшет («Трасса мужества»). Тоннель построен в толще твердых горных пород метаморфического характера.

В июле 2013 г. на Красноярской железной дороге состоялось историческое событие — сбойка нового Манского тоннеля. Он проходит параллельно старому, через который сегодня осуществляется пропуск поездов. Расстояние между двумя тоннелями — 59 м.

Работы начались в 2005 г. В течение первых двух лет велись подготовительные мероприятия: строился железнодорожный тупик, ангары для большегрузной техники и т. д.

В сентябре 2007 г. подрядная организация («Тоннельный отряд № 18» ОАО «Бамтоннельстрой») начала проходку дренажной штольни, а с октября 2011 г. — проходку самого тоннеля. Она велась с помощью канадского тоннелепроходческого комплекса Lovat-375. Это мощная машина длиной около 100 м с диаметром режущего щита 9,5 м. Вгрызаясь в скальные породы, гигант оставляет после себя готовый тоннель с чистовой обделкой: выработанный грунт транспортируется наружу с помощью конвейера и тут же производится обделка уже пройденных метров тоннеля специальными высокопрочными водонепроницаемыми бетонными блоками.

Манский тоннель — второй на Красноярской железной дороге и третий в сети железных дорог страны, проходка которого осуществляется тоннелепроходческим комплексом Lovat-375. Его предшественники — Крольский тоннель на Красноярской и Кузнецовский на Дальневосточной дороге.

Основная часть тоннеля проложена в скальных грунтах, имеющих коэффициент крепости пород от 16 до 19 баллов (из 20 возможных), что значительно осложняло работу тоннелестроителей. В среднем в сутки удавалось пройти не более 20 метров. К примеру, скорость проходки тоннелей в Сочи в два раза выше.

Технологии, применяемые сегодня при строительстве железнодорожных тоннелей, позволяют в разы улучшить условия эксплуатации этих искусственных сооружений. Так, в старых тоннелях поезда идут со скоростью 25—40 км/ч, в новых — более 60 км/ч. Срок безремонтной эксплуатации возводимых по современным технологиям тоннелей специалисты оценивают в 100—150 лет.

Дата последнего изменения: 03.11.2016