Выберите категорию

×

Северный морской путь

Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.

Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° северной широты и меридианом 168°58.

История освоения Северного морского пути началась с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идеи его практического использования были высказаны впервые в первой половине XVI в. Освоение морского побережья и арктическое мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах — кочах.

В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.

В 1877 г. начались Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. В 1875 г. по части Северного морского пути состоялось плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда — судно прошло от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива. В 1878—1879 гг. экспедиция Норденшельда совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад с зимовкой у полуострова Таймыр совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 гг. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

В 1930-е гг. обустройство Северного морского пути среди прочих причин обусловило активное освоение северных территорий Красноярского края. Одним из основных портов Северного морского пути стал порт Дудинки, остающийся таковым по сей день. В годы Великой Отечественной войны через порт Дудинки и других городов советской Арктики флот снабжался каменным углем, а военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Так, в августе 1942 г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнев» и береговая артиллерия порта Диксон, который в системе Северного морского пути занимал чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, дали героический отпор тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер».

Дата последнего изменения: 03.11.2016

Шкала времени

Источники

  1. Визе, В. Ю. История открытия и освоения Северного морского пути. — М.-Л., 1956—1959.
  2. История открытия и освоения Северного морского пути. — М.-Л., 1956—1959.
  3. Полная морская энциклопедия.
  4. Белов, М. И. Путь через Ледовитый океан. — М., 1963.