Выберите категорию

×

«Трасса мужества» Абакан — Тайшет

Железная дорога на участке Абакан — Тайшет носит название «Трасса мужества».

Участок «Трассы мужества» — станция Кошурниково. Источник: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД», www.rzd-expo.ru Участок «Трассы мужества» — станция Кошурниково. Источник: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД», www.rzd-expo.ru

«Трассой мужества» называется железная дорога на участке Абакан — Тайшет. Она проходит по территории Красноярского края, захватывая Хакасию и Иркутскую область. Этот сложнейший участок прокладывался в 1959–1965 годах, стройка была объявлена ударной комсомольской, сюда съезжались молодые люди со всего Советского Союза. «Трасса мужества» является продолжением железной дороги Новокузнецк — Абакан, построенной в 1949–1950 годах.

«Трасса мужества» является однопутной линией с двухпутными вставками. В проекте развития РЖД — полный перевод трассы на двухпутную. Это предполагалось сделать еще во время строительства, но помешали сжатые сроки сдачи стройки. На некоторых участках трассы оставлены места для вторых путей, например, на Козинском виадуке. Впервые проблема пропускной способности обозначилась уже в конце 1970-х годов, что привело к началу возведения вторых путей.

Длина «Трассы мужества» составляет 647 км. От Абакана до Курагино дорога идет в восточном направлении, от Курагино до Саянской — на северо-восток через Восточный Саян. После станции Саянской дорога вновь поворачивает на восток и на протяжении 250 километров идет параллельно Транссибу до Тайшета. Дорога пересекает реки Абакан, Енисей, Туба, Мана, Кан и Бирюса. Наивысшая точка пути «Трассы мужества» — станция Щетинкино, которая находится на высоте около 800 метров над уровнем моря и является самой высокой станцией Красноярской железной дороги. Трасса дважды поворачивает на 180 градусов, проходит десять тоннелей и Козинский виадук. Дорога имеет три однопутных ответвления — на Большую Ирбу, на Канзыбу и на станцию Уяр.

Строительство «Трассы мужества». Источник: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД», www.rzd-expo.ru Строительство «Трассы мужества». Источник: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД», www.rzd-expo.ru

Идея строительства железной дороги через Саяны появилась еще в XIX в., но эксперты того времени признали проект невозможным по причине чрезвычайной сложности характера местности. Проектирование магистрали началось в 1930-х гг. Трасса должна была обеспечить доставку транзитных грузов из районов Средней Азии, Казахстана, Кузбасса в Восточную Сибирь и на Дальний Восток страны. Большое значение имела и оборонная составляющая этой железной дороги, по ней можно было срочно доставить военные грузы на Дальний Восток

К началу Великой Отечественной войны геологи обнаружили в местных горах два месторождения железной руды, которая могла обеспечить работу металлургических комбинатов Кузбасса, поставлявших свою продукцию на фронт. Исследовать Саяны 5 октября 1942 г. отправилась экспедиция изыскателей, во главе которой был опытный инженер Александр Кошурников, ему помогали техник Константин Стофато и инженер Алексей Журавлев. Огромную сложность экспедиции составляла ее слабая оснащенность вкупе с ранней зимой. Отряд прошел около 180 км по тайге, горам Саянского хребта, перебираясь через замерзающие реки и ручьи. Первопроходцам оставались 30 км до населенного пункта, когда случилась трагедия и экспедиция погибла. Именами первопроходцев названы улицы поселков и станции трассы Абакан — Тайшет. В 1966 г. указом президиума ВС СССР А. М. Кошурников был посмертно награжден орденом Ленина, А. Д. Журавлев и К. А. Стофато — орденами Трудового Красного Знамени.

Изыскания будущей железной дороги Абакан — Тайшет через несколько лет продолжил друг и ученик погибшего А. М. Кошурникова, инженер новосибирского «Сибгипротранса» Евгений Алексеев. В 1958 г. его работа была завершена, механизированная колонна № 48 приступила к отсыпке земляного полотна на участке Согра — Подсинее, что стало началом строительства трассы. В этом же году было развернуто строительство станции Минусинск, первых зданий на станции Курагино.

За 1959 г. появились новые поселки на станции Жерлык, разъездах Кизир, Ирба. Прибыл мостопоезд для возведения моста через Тубу. Всего было уложено 55 км пути. 29 ноября на трассе прогремел самый мощный взрыв: зарядом в 1009 тонн был взорван участок холмистой гряды на перегоне Аргаза — Илей, в результате здесь образовалась самая глубокая выемка на всей трассе.

В августе 1960 г. Мостоотряд № 5 закончил сооружение моста через реку Абакан. В канун 43-й годовщины Октябрьской революции до станции Минусинск прошел первый тепловоз. В январе 1961 г. завершилось строительство самого большого моста на «Трассе мужества» — перехода через реку Тубу. В марте произошла авария в Кордонском тоннеле: при обрушении транспортной эстакады погиб начальник участка Владимир Щеткин. В июне произошла сбойка тоннеля, встретились проходчики, идущие с восточного и западного порталов. К осени началась укладка путей в Кордонском и Кизирском тоннелях, а в декабре пошли рабочие поезда до разъезда Журавлево.

Участок «Трассы мужества» — мост через Минусинскую протоку. Источник: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД», www.rzd-expo.ru Участок «Трассы мужества» — мост через Минусинскую протоку. Источник: сайт «Инновационный дайджест» ОАО «РЖД», www.rzd-expo.ru

В апреле 1962 г. началось движение пассажирских поездов от Абакана до станции Курагино. Затем завершилась сбойка третьего Джебского и Каспийского тоннелей. В сентябре началась электрификация линии. 15 ноября 1962 г. ветеран Южсиба, машинист А. Г. Костенков провел тепловоз до станции Кошурниково. В апреле 1963 г. строители сдали под укладку 2-й Джебский тоннель, в июне были проложены пути в Манском тоннеле, 30 июня здесь прошел первый поезд. В июле было открыто движение по Козинскому виадуку, в октябре была завершена сбойка Козинского тоннеля, открылось пассажирское движение до станции Кошурниково. В декабре дорога дошла до Крола и началась прокладка тоннеля, сбойка которого свершилась уже в июле 1964 г.

23 января 1965 г. в Крольском тоннеле были уложены последние рельсы, 24 января в 18:30 был забит «серебряный» костыль, а 29 января 1965 г. в 16:00 по местному времени из Абакана в Тайшет отправился первый поезд. К концу ноября было подано напряжение на все перегоны магистрали, прошла «горячая» обкатка контактной сети. 9 декабря железная дорога Абакан — Тайшет была принята государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. 20 декабря из Тайшета и Абакана одновременно отправились навстречу друг другу поезда «Ангара» и «Енисей». Они встретились на станции Саянская 21 декабря, где состоялся большой праздник по случаю завершения строительства трассы.

За самоотверженный труд сотни строителей «Трассы мужества» были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего орденами и медалями было награждено 745 строителей. По завершении стройки Министерство транспортного строительства СССР и ЦК профсоюза работников транспорта учредили памятный значок «Абакан — Тайшет» и вручили его 25 тысячам лучшим строителям.

Сегодня магистраль играет важнейшую роль в жизни Западной и Восточной Сибири. По ней проходит грузовое и пассажирское сообщение. В наши дни по «Трассе мужества» перевозят до 20 млн т грузов в год.

Дата последнего изменения: 01.11.2016