Выберите категорию

×

Железнодорожная линия Решоты — Карабула

Ожидаемый совокупный объем грузовых перевозок на линии Ярки — Карабула — Решоты после завершения проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» превысит 4 млн т в год.

Станция Решоты — крупнейший железнодорожный узел на востоке Красноярского края. Территориально она находится в поселке городского типа Нижняя Пойма. На железнодорожных предприятиях станции работает около тысячи жителей из 9,5 тыс. населения поселка. Основные предприятия — дистанция пути, путевая машинная станция, локомотивное оборотное депо, шпалопропиточный завод.

Поселок появился в 1820-х гг. по инициативе главы только что образованной Енисейской губернии Александра Степанова. По замыслу, поселок предназначался для обслуживания Московского тракта, и заселить его предполагалось ссыльными из российских губерний.

В сталинское время в поселке было основано одно из крупнейших отделений Краслага. После войны сюда поступило самое большое пополнение — более тысячи представителей «особо опасного контингента» (шпионов, диверсантов и контрреволюционеров). Так что в зоне можно было встретить самую разную публику — от матерого уголовника до инженера или ученого, осужденных по разным политическим статьям.

Именно заключенные повели от железнодорожного разъезда Решоты на Транссибе первую узкоколейку на север для перевозки леса. При этом от многих ее станций отходили дополнительные ветки к местам вырубок. Совокупная длина «трассы 915» составляла 556 км (для сравнения: современная линия Решоты — Карабула вдвое короче). Позднее главный ход этой ветки переложили на широкую колею, а боковые ответвления были разобраны. В 1975—1977 гг. по северной ветке открыли пассажирское движение.

Именно на одном из участков этой ветки кинорежиссер Никита Михалков снимал фильм «Сибирский цирюльник». Паровозы и двухосные вагоны брали на станции Иланской из резерва, а сами съемки проходили в полусотне километров от Решот.

Примечательно, что Решоты — единственная станция на всем Транссибе, у которой есть два вокзала. Это связано с расположением станции: на карабульский поезд пассажиры садятся на северном вокзале, а на пассажирские поезда, следующие по Транссибу, — на южном.

Сегодня ветка Решоты — Карабула переживает новый импульс развития в связи с реализацией на севере Красноярского края крупнейшего инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».

Здесь завершается строительство новой 44-километровой железнодорожной линии Карабула — Ярки, которая свяжет строящиеся промышленные предприятия Нижнего Приангарья с сетью железных дорог страны, примкнув к ныне действующей линии Решоты — Карабула. Ожидаемый совокупный объем грузовых перевозок по данному направлению после завершения проекта превысит 4 млн т в год. И все они пойдут по железнодорожной линии Ярки — Карабула — Решоты с выходом на Транссибирскую магистраль.

Для обеспечения данных перевозок Красноярская железная дорога последовательно модернизирует северную линию с 2007 г. В 2009 г. здесь построена новая станция Каменная Речка. В 2011 г. завершена реконструкция Северного парка станции Решоты, что не только оптимизировало работу с существующим грузопотоком, но и подготовило станцию к наращиванию объема перевозок.

Также в рамках этого проекта на участке Карабула — Кучеткан возводится новая станция Пихтовая, она расположена в месте примыкания подъездных путей к строящемуся Богучанскому алюминиевому заводу.

Сегодня к приему грузов с территории Нижнего Приангарья Красноярская магистраль полностью готова.

Дата последнего изменения: 02.11.2016