Выберите категорию

×

Красноярский электровагоноремонтный завод

Красноярский электровагоноремонтный завод прошел путь от главных железнодорожных ремонтных мастерских до технологичного предприятия, на котором был создан медицинский центр на колесах.

Красноярский электровагоноремонтный завод. Автор: В. Заболотский. Источник: сайт газеты «Красноярский рабочий», www.krasrab.com Красноярский электровагоноремонтный завод. Автор: В. Заболотский. Источник: сайт газеты «Красноярский рабочий», www.krasrab.com

Главные железнодорожные мастерские (1898 г.), Паровозовагоноремонтный завод (1932 г.), Электровагоноремонтный завод (1971 г.), Красноярский электровагоноремонтный завод (c 2003 г.).

ОАО «Красноярский электровагоноремонтный завод» — предприятие по ремонту пассажирских вагонов и электрического подвижного состава, а также по производству техники специального назначения, тяговых двигателей, колесных пар, комплектующих и запчастей для железнодорожного транспорта.

История

В железнодорожных мастерских, 1916—1917 гг. Источник: Государственный архив Красноярского края В железнодорожных мастерских, 1916—1917 гг. Источник: Государственный архив Красноярского края

Главные железнодорожные мастерские (так назывался в конце XIX в. Красноярский ЭВРЗ) были сданы в эксплуатацию 24 июня 1898 г. и числились номенклатурой Томской железной дороги. На начало ХХ в. здесь работало 1 200 человек. В восьми цехах ремонтировались паровозы, деревянные пассажирские и товарные вагоны, кроме этого, заводом поставлялось чугунное литье для нужд Енисейской губернии. Железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием не только города Красноярска, но и всей Енисейской губернии.

В 1932 г. мастерские получили статус предприятия союзного значения, став паровозовагоноремонтным заводом. В 1930-е гг. на предприятии велось большое строительство — строились новые цеха, котельная, заводоуправление, расширялась производственная номенклатура. Вплоть до Великой Отечественной войны Красноярский ПВРЗ оставался самым крупным предприятием города. В это время здесь трудилось около 3 тыс. человек.

К осени 1941 г. на ПВРЗ были эвакуированы родственные предприятия из Полтавы, Воронежа и Изюма. Во время войны на заводе производилась военная продукция: минометы и крупнокалиберные снаряды для пушек, было изготовлено пять бронепоездов, которые ушли на фронт в составе 29-го Красноярского бронедивизиона. Одной из задач предприятия было формирование и отправка санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения.

За особые заслуги перед Родиной и ударную работу в годы Великой Отечественной войны в 1945 г. Красноярский ПВРЗ был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а переходящее Знамя Обороны было передано заводу на вечное хранение, так как в течение одиннадцати месяцев 1945 г. завод занимал первое место в отрасли. За особые заслуги перед Родиной более 600 заводчан были награждены орденами и медалями.

В 1970-е гг. закончилась «паровозная эпоха» предприятия. 30 декабря 1971 г. ушел из ремонта последний паровоз. Приказом Министерства путей сообщения СССР от 29 апреля 1971 г. завод получил название «электровагоноремонтный», стал ремонтировать электропоезда переменного тока, цельнометаллические пассажирские вагоны, тяговые двигатели и колесные пары. 31 декабря 1970 г. первый электропоезд для Красноярской железной дороги был принят комиссией в эксплуатацию.

С конца 1960-х до конца 1970-х гг. на заводе шла большая реконструкция, велось обширное строительство, внедрялась новая техника, расширялись виды ремонта. Завод обеспечивал сеть железных дорог СССР полностью восстановленными и готовыми к полноценной эксплуатации электросекциями пригородного сообщения и пассажирскими вагонами. Красноярский ЭВРЗ стал лидером в отрасли по ремонту электропоездов переменного тока. В 1998, 2001, 2002 и 2003 гг. коллективу Красноярского ЭВРЗ присуждались почетные дипломы и знаки «Победитель в отраслевом соревновании среди коллективов предприятий и организаций железнодорожного транспорта».

В связи с реформированием Министерства путей сообщения РФ с 1 октября 2003 г. Красноярский ЭВРЗ вошел в состав ОАО «Российские железные дороги» в качестве филиала. Завод продолжал выпускать из ремонта электропоезда, вагоны, тяговые двигатели, колеса. Был освоен новый вид продукции — концептуальные поезда.

В 2007 г. Красноярский ЭВРЗ стал дочерним обществом ОАО «РЖД» — открытым акционерным обществом «Красноярский электровагоноремонтный завод» (ОАО «КрЭВРЗ»). С 1 июля 2007 г. завод полноценно приступил к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности.

В это же время был освоен выпуск специальной подвижной единицы (мотрисы) для Красноярской железной дороги, создан консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)», а также передвижной вагон-магазин. В апреле 2009 г. были завершены работы по изготовлению вагона-храма, который был освящен и передан Красноярской епархии.

Современность

В январе 2013 г. ОАО «КрЭВРЗ» вошло в состав группы компаний «Афина Паллада». На заводе ремонтируют электросекции, вагоны, электрические машины и вспомогательные машины, колесные пары. Для нужд города Красноярска осваивается новый вид ремонтных работ: капитально-восстановительный ремонт трамвайного вагона.

Одним из важных направлений деятельности ОАО «КрЭВРЗ» является обеспечение горячей водой и теплом прилегающей части Железнодорожного района Красноярска. Из общего объема производственной тепловой энергии 53 % расходуется на теплоснабжение жилых домов, учебных заведений, детских садов. По надежности и качеству параметров теплоносителя заводская котельная включена в структуру городской системы теплоснабжения и успешно сотрудничает с ней.

На заводе решена и одна из экологических проблем. Очистные сооружения промышленных и ливневых стоков обеспечили создание замкнутого цикла использования технической воды, что в значительной степени позволило прекратить сброс промышленных стоков в городскую канализацию.

Давние партнерские отношения связывают медицинские учреждения города и края с кислородной станцией завода. Поставка медицинского кислорода высокой степени очистки достигает 42 тыс. куб. м в год.

На балансе Красноярского ЭВРЗ находятся база отдыха «Подпорожье», Дом спорта, лыжная база «Старт». Все объекты спорта и отдыха пользуются у работников завода большой популярностью — заводчане имеют возможность отдохнуть семьями на базе отдыха, в Доме спорта открыты спортивные секции по футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам, борьбе дзюдо, самбо, армреслингу, лыжным гонкам.

На завод приходят работать выпускники техникумов, училищ и технических вузов.

Центральный офис Красноярского электровагоноремонтного завода расположен по адресу: 660021, Красноярский край, город Красноярск, ул. Профсоюзов, 39. Официальный сайт: http://www.kr-evrz.ru/.

Дата последнего изменения: 15.11.2016

Шкала времени