Выберите категорию

×

Пароход-музей «Святитель Николай»

Пароход-музей «Святитель Николай» — уникальный памятник истории и техники.

Пароход-музей «Святитель Николай». Источник: www.ru.wikipedia.org Пароход-музей «Святитель Николай». Источник: www.ru.wikipedia.org

Пароход-музей «Св. Николай» является филиалом Красноярского краевого краеведческого музея. Расположен в историческом центре Красноярска, в районе Стрелки, у причала на набережной Енисея возле Красноярского музейного центра.

Пароход-музей является уникальным памятником истории и техники. Материалы музея отражают историю Приенисейского края, Красноярского края и Красноярска. Площадь экспозиции составляет около 300 кв. м.

В экспозиции представлены выставки, посвященные командору Резанову, императору Николаю II, истории сибирской ссылки, а также традиции сибирского чаепития. В трюме парохода можно ознакомиться с его историей и ходовой частью. У судна восстановлены кают-компания, каюта капитана и механика, каюты пассажиров, рубка и камбуз.

На Пароходе-музее «Св. Николай» часто устраиваются временные актуальные выставки, а к работе с посетителями привлекаются актеры.

История

Команда парохода «Святитель Николай». Фотограф неизвестен, г. Красноярск, 1902—1908 гг. Из фондов Красноярского краеведческого музея Команда парохода «Святитель Николай». Фотограф неизвестен, г. Красноярск, 1902—1908 гг. Из фондов Красноярского краеведческого музея

Грузопассажирский двухколесный железный речной пароход «Св. Николай» был построен в 1886 г. в г. Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника и судовладельца А. М. Сибирякова для работы на Енисее и Ангаре. Затем пароход доставили по частям в разобранном виде в Красноярск на чугунолитейный завод, принадлежавший И. И. Кузнецову, где он и был собран.

В 1887 г. пароход начал совершать свои первые рейсы до Минусинска и затем регулярно работал на линии Минусинск — Енисейск. Он был самым быстроходным по тем временам судном на Енисее. Доставленная из Швеции паровая машина мощностью 160 номинальных сил (500 л. с.) вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода до 9 верст в час против течения реки и 25 верст в час по течению. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Топливом служили дрова, в сутки сжигали 50 кубометров.

Пароход принимал на борт от 150 до 200 пассажиров. Именно на нем 1 июля 1891 г. совершил короткую поездку цесаревич Николай, будущий император России, возвращаясь из путешествия на Восток. 30 апреля 1897 г. В. И. Ленин со своими соратниками Г. М. Кржижановским и В. В. Старковым отправились на этом пароходе в г. Минусинск, следуя к месту ссылки.

После октябрьской революции 1917 г. пароход был назван «Николай». В 1918 г. по решению Енисейского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено эвакуировать пароход в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими войсками. Однако «Николай» не дошел до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. В августе 1920 г. он был переименован и назывался «Красноармеец», позже работал под № 218, с 1921 г. назывался «Фридрих Энгельс». Позже был списан как самоходное судно и превратился в баржу «Туба», а в конце 50-х гг. прошлого столетия под № 318 служил сливной базой в Подтесово до списания в металлолом.

В 1968—1970 гг. сначала в Подтесово, а затем на Красноярском судоремонтном заводе конструкторы Енисейского речного пароходства и завода по присланным из Тюмени и Тобольска чертежам, а также по сохранившимся архивам пароходства восстановили внешний вид и внутреннюю начинку парохода. Реконструкция была приурочена к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1970 г. пароход был восстановлен, на нем была развернута экспозиция, посвященная жизни В. И. Ленина в ссылке и его пребыванию на судне.

До 1987 г. пароход стоял на набережной у Красноярского театра оперы и балета. В 1987 г. по решению крайкома КПСС на Красноярской ГЭС в течение месяца поднимали уровень воды в Енисее, чтобы отбуксировать пароход к музею Ленина. Там его установили на подготовленный пьедестал. Затем примерно через месяц вода в Енисее вернулась на прежний уровень, и пароход удалось окончательно закрепить на новом месте стоянки.

17 июля 2006 г. из-за массового таяния снегов и циклона на юге края уровень Енисея поднялся настолько, что «Св. Николай» оказался в воде. Существовала опасность, что музей оторвется от пьедестала и уйдет вниз по течению. В срочном порядке были эвакуированы выставки и экспозиции музея. От воды пострадала обшивка нижних палуб и кают, были повреждены коммуникации. Музей потребовал серьезной реставрации, на которую ушло около четырех лет. В 2010 г. музей вновь открылся для посетителей.

За время ремонтных работ полностью изменились экспозиционные площади. В третьем классе была устроена выставочная площадь, экспозиция там будет постоянно меняться. Изменен интерьер внутри парохода, при этом внешне пароход остался таким, каким был построен в 1886 г. В музее представлены новейшие технологии — четыре информационных киоска, в которых есть полная информация о Енисее, пароходстве и истории технического транспорта, в том числе железной дороги.

В музее хранятся различные документы дореволюционного и советского периода, письма исследователей Азии, деятелей науки и культуры. Собраны личные фонды краеведа А. А. Савельева, этнографа А. П. Ермолаева, художника В. И. Сурикова за досоветский период, в составе которых — дневники и записки по исследованию Восточно-Сибирского края. Научно-техническая документация представлена картами Енисейской губернии, Красноярского края, Красноярска, планами отдельных участков.

На фотодокументах досоветского времени запечатлены виды городов и поселков Енисейской губернии, церкви, монастыри, бытовые сцены, представители разных сословий и др. Имеется комплект фотографий по истории золотодобывающей промышленности Енисейской губернии конца XIX — начала XX в., о строительстве Великой Сибирской железной дороги, развитии судоходства на Енисее. Хранятся снимки художника В. И. Сурикова и его родных.

Фотоматериалы советского времени рассказывают о промышленных стройках, предприятиях, крупных электростанциях, колхозах и совхозах, о деятельности научных и культурных учреждений края, творческих коллективов, в том числе Красноярского ансамбля танца Сибири. Среди фотодокументов — виды городов и сел.

Фотодокументы периода Великой Отечественной войны отражают боевые действия воинов-красноярцев, работу тыла. Хранятся портреты кавалеров трех степеней ордена Славы и героев Советского Союза, в том числе А. А. Кожевникова, С. И. Кретова, В. П. Лаптева, К. А. Малыгина.

Пароход-музей «Св. Николай» расположен по адресу: 660049, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 1а.

Дата последнего изменения: 22.10.2014

Источники

  1. Официальный сайт Красноярского краевого краеведческого музея.
  2. Министерство культуры Красноярского края.