
В экспозиции представлены выставки, посвященные командору Резанову, императору Николаю II, истории сибирской ссылки, а также традиции сибирского чаепития. В трюме парохода можно ознакомиться с его историей и ходовой частью. У судна восстановлены
На
В экспозиции представлены выставки, посвященные командору Резанову, императору Николаю II, истории сибирской ссылки, а также традиции сибирского чаепития. В трюме парохода можно ознакомиться с его историей и ходовой частью. У судна восстановлены
На
Грузопассажирский двухколесный железный речной пароход «Св. Николай» был построен в 1886 г. в г. Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника и судовладельца
В 1887 г. пароход начал совершать свои первые рейсы до Минусинска и затем регулярно работал на линии Минусинск — Енисейск. Он был самым быстроходным по тем временам судном на Енисее. Доставленная из Швеции паровая машина мощностью 160 номинальных сил (500 л. с.) вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода до 9 верст в час против течения реки и 25 верст в час по течению. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Топливом служили дрова, в сутки сжигали 50 кубометров.
Пароход принимал на борт от 150 до 200 пассажиров. Именно на нем 1 июля 1891 г. совершил короткую поездку цесаревич Николай, будущий император России, возвращаясь из путешествия на Восток. 30 апреля 1897 г.
После октябрьской революции 1917 г. пароход был назван «Николай». В 1918 г. по решению Енисейского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено эвакуировать пароход в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими войсками. Однако «Николай» не дошел до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. В августе 1920 г. он был переименован и назывался «Красноармеец», позже работал под № 218, с 1921 г. назывался «Фридрих Энгельс». Позже был списан как самоходное судно и превратился в баржу «Туба», а в конце
В 1968—1970 гг. сначала в Подтесово, а затем на Красноярском судоремонтном заводе конструкторы Енисейского речного пароходства и завода по присланным из Тюмени и Тобольска чертежам, а также по сохранившимся архивам пароходства восстановили внешний вид и внутреннюю начинку парохода. Реконструкция была приурочена к
До 1987 г. пароход стоял на набережной у Красноярского театра оперы и балета. В 1987 г. по решению крайкома КПСС на Красноярской ГЭС в течение месяца поднимали уровень воды в Енисее, чтобы отбуксировать пароход к музею Ленина. Там его установили на подготовленный пьедестал. Затем примерно через месяц вода в Енисее вернулась на прежний уровень, и пароход удалось окончательно закрепить на новом месте стоянки.
17 июля 2006 г.
За время ремонтных работ полностью изменились экспозиционные площади. В третьем классе была устроена выставочная площадь, экспозиция там будет постоянно меняться. Изменен интерьер внутри парохода, при этом внешне пароход остался таким, каким был построен в 1886 г. В музее представлены новейшие технологии — четыре информационных киоска, в которых есть полная информация о Енисее, пароходстве и истории технического транспорта, в том числе железной дороги.
В музее хранятся различные документы дореволюционного и советского периода, письма исследователей Азии, деятелей науки и культуры. Собраны личные фонды краеведа
На фотодокументах досоветского времени запечатлены виды городов и поселков Енисейской губернии, церкви, монастыри, бытовые сцены, представители разных сословий и др. Имеется комплект фотографий по истории золотодобывающей промышленности Енисейской губернии конца XIX — начала XX в., о строительстве Великой Сибирской железной дороги, развитии судоходства на Енисее. Хранятся снимки художника
Фотоматериалы советского времени рассказывают о промышленных стройках, предприятиях, крупных электростанциях, колхозах и совхозах, о деятельности научных и культурных учреждений края, творческих коллективов, в том числе Красноярского ансамбля танца Сибири. Среди фотодокументов — виды городов и сел.
Фотодокументы периода Великой Отечественной войны отражают боевые действия