Выберите категорию

×

Материальная и духовная культура в Приенисейском крае (XVII в.)

В XVII в. в Приенисейском крае  ведущим стал севернорусский тип культуры, т. к. переселялись главным образом из Поморья. На культуру переселенцев также заметно повлияли работа и жизнь бок о бок с коренным населением и смешанные браки.

Сундук. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Сундук. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Русские ставили рубленные одним топором избы на высоких жилых или хозяйственных подклетах. Нередко две ее жилые камеры (половины) разделялись сквозными сенями. Устроенные в верхних венцах сруба небольшие слюдяные оконца, подклет и высокая крутая крыша придавали избе сходство с небольшим укреплением. В приполярных районах края жилые и хозяйственные постройки располагались в одну линию под одной крышей. Кроме таких жилых зимовьев ставились небольшие отъезжие зимовья с очагами из дикого камня. Жилой дом и хозяйственные постройки, окруженные высоким забором, составляли двор. Его обитателями чаще всего были члены большой неразделенной семьи с женатыми сыновьями и братьями хозяина. Таким в 10—25 человек коллективам легче было справляться с трудностями первичного освоения края: поднимать целину, расчищать лес под пашню, заниматься различными промыслами и ремеслами, нести повинности казне. В разработке новой пашни, строительстве и эксплуатации мельниц и солеварен, уборке урожая и в других занятиях несколько дворов объединяли свои усилия. Населенный пункт с церковью назывался селом.

Села и деревни нашего края были малодворными. Только вокруг порубежного Красноярска располагались крупные укрепленные селения в несколько десятков дворов (села Есаулово, Частоостровское и др.).

Материальный быт жителей края имел свои особенности. Чаще, чем в европейской части России, они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, хлопчатобумажные и шелковые рубахи, платки, сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой. Интересные факты о бытовом укладе дает первое кладбище русских в Красноярске. Оказывается, первые красноярцы были не выше 165 см. Дети умирали в 3 раза чаще взрослых. По состоянию костей видно, что из болезней свирепствовали из-за отсутствия полноценного питания цинга, а также сифилис. Деформированные скелеты также свидетельствуют о непомерных физических нагрузках красноярцев.

Духовная культура

Библия XVII в. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Библия XVII в. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Сибиряки как часть русского народа формировались из вольных переселенцев и землепроходцев. В большинстве своем это были люди предприимчивые, смелые, энергичные, любознательные. Такими же были многие ссыльные. Их число в Сибири в бунташном XVII в. все возрастало.

Грамотность в крае была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На енисейском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и учительные книги. Из сочинений историко-географического характера енисейцам были известны «Хождения Трифона Коробейникова и Василия Гагары», повести о Мамаевом побоище, Темир-Аксаке (Тамерлане) и взятии Царьграда. Читалась и местная сибирская литература, например, написанная, вероятно, в Томске «Повесть о Таре и Тюмене». Есть известия, что в Енисейске и Туруханске велась летопись.

Жители края обладали развитым практическим кругозором. Казаки и промышленники прекрасно знали географию, растительный и животный мир края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов. Составленные землепроходцами сказки и чертежи незнаемых ранее мест содержат ценнейшие сведения по истории Сибири далекого XVII в.

Много выдающихся географических открытий на счету у русских первожителей берегов Енисея. Так, Хабаров, Атласов, Поярков, Москвитин и многие другие знаменитые землепроходцы были енисейскими казаками.

Из богатейшей кладовой природных богатств края использовали каменный уголь, слюду, графит, железные руды. В лечебных целях широко применяли волчью траву, зверобой, сосновую хвою, черемшу, девясильник, березовые почки, малину, шиповник, белену, «лиственную губу». От китайцев узнали о лечебных свойствах ревеня.

Любили на берегах Енисея былины, исторические песни о взятии Казани, Ермаке, Степане Разине. Очень популярны были потешные действа народных певцов и актеров-скоморохов. По выражению церковников, по вечерам устраивались бесовские игры, во время которых «рядились в хари», пели песни, плясали и в ладони били. В середине века тобольский архиепископ жаловался в Москву, что в Сибири «умножилось всякого беззакония, в том числе умножилось скоморошества и всяких игр бесовских и кулачново бою и на качелях качаютца и иных всяких неподобных дел умножилось много».

Многие увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, «шаром, и мячом, и бабками, и городками, и шахардою, и свайкою», борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на Масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек.

О Приенисейском крае XVII в., его прекрасной природе и людях, их обычаях и нравах писали многие выдающиеся ученые и первые писатели того времени. Это и один из вождей русского раскола, писатель-борец протопоп Аввакум, и молдавский ученый-путешественник Спафарий Милеску, иностранцы на русской службе Исбрант Идес и Адам Бранд. Так, ученый-путешественник Спафарий писал боярину А. Матвееву об Енисейском уезде в 1675 г.: «Енисейская страна вельми хороша, будто Волоская земля. А река Енисей будто Дунай, самая веселая и великая. И дал бог изобилие всякое, хлеба много и детев и иное всякое довольство и многолюдство».

Дата последнего изменения: 23.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.