Долго в дореволюционной литературе считалось, что сибиряки в силу суровых природных условий были нелюдимы, малоразговорчивы, не любили петь. Однако архивные, этнографические и фольклорные материалы доказывают обратное. На берегах Енисея звучали песни, музыка, долгими зимними вечерами пересказывались былины и исторические предания, причем их нередко переделывали на сибирский лад. Известно, что даже жития святых сибиряки переиначивали. Так, житие кузины Андрея Дубенского Иулании Лазаревской (Ирина Осоргина), составленное в 1620-х гг. ее сыном Калистратом, было переиначено в XVIII в. в Сибири. Интересно, что любимым музыкальным инструментом у сибиряков-красноярцев была скрипка. Праздничные дни никогда не обходились без музыки. Одно из самых ранних для Сибири свидетельств об этом относится к первой четверти XVIII в. «На второй день рождества я был в гостях у воеводы. В отдельной комнате собралось больше 60 мужчин, женщины собирались у его жены в другой комнате. У воеводы была музыка (камерная) — восемь или девять музыкантов, которые играли на свирелях (дудках). Каждый из них брал свой аккорд… Присутствовало три или четыре вокалиста из крестьян… Среди других развлечений звучали стихи и божественные песни о рождении Бога, которые пели в паузах между выпивками», — описание концерта в Красноярске в путевом дневнике Д. Г. Мессершмидта 6 января 1723 г. (История Красноярска. Документы и материалы. XVII — первая половина XIX в. — Красноярск, 2000).
Обычные народные увеселения распространялись еще более, поскольку правительство Петра I распорядилось их не преследовать. Большой популярностью, особенно у женщин, пользовались качели. «Во дворе моего хозяина, как и в соседних дворах (дело было в Енисейске. — Прим. авт. Геннадия Быкони), женщины качались на досках. Примерно на высоте в два фута (40 см. — Прим. авт. Геннадия Быкони) от земли была сделана подпорка, на которую была положена доска в 18—20 футов. На каждый конец становилась женщина. Они начинали тихо качаться, потом движения становились все сильнее, так что в конце концов одна подбрасывала другую вверх на 5 футов, но каждая безошибочно, с выпрямленным туловищем и сомкнутыми ногами возвращалась на свой конец доски и подталкивала другую так же высоко и еще выше себя. Эта игра вначале показалась мне очень опасной. Я спросил солдата, который меня караулил, что это должно означать. Он сказал мне, что это масленичная игра и принята во всей стране. В это время, когда девушкам разрешают показываться в публичных местах, только и можно рассматривать русских красоток», — описание качелей прусским шпионом Вагнером, 1756 г. (Зиннер Э. П., Сибирь в известиях иностранных ученых и путешественников в XVIII в. — Иркутск, 1968).