Выберите категорию

×

Просвещение и медицина в Приенисейском крае (XVIII — начало XIX в.)

Перед уездным училищем в XVIII—XIX вв. ставилась двойная задача: готовить учащихся к продолжению образования в гимназиях и «открыть детям … необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности...».

Первая общеобразовательная школа на территории края находилась в здании трапезной красноярского Рождественского собора. 1790—1796 гг. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Первая общеобразовательная школа на территории края находилась в здании трапезной красноярского Рождественского собора. 1790—1796 гг. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

Новое пробивало себе дорогу крайне медленно. Первая специальная школа, которую ввел еще Петр I для детей мастеровых и солдат, открылась в 1740 г. при Луказском казенном заводе. Учителем в ней был отставной капрал.

Благодаря развитию книгопечатания расширился круг чтения. Известно, что в 1723 г. в Енисейске и Красноярске читали первую российскую газету «Ведомости».

В условиях начала разложения феодализма культура в стране получила новые импульсы для своего развития. Расширилось специальное образование. Впервые организуется сеть общеобразовательных школ. Идеи просветителей и дворянских реформаторов становятся достоянием более широких слоев общества.

Хотя и в ослабленном виде, новые явления культурной жизни страны доходили до Сибири. Возобновилось специальное образование. В 1760 г. в Красноярске открылась для детей духовенства края так называемая латинская школа, в которой было до 30 учеников. Первым учителем был Григорий Федорович Скрябин.

Общеобразовательные школы, малые народные училища открываются в Енисейске и Красноярске в 1790 г. В них обучались дети всех сословий.

Школа в Красноярске была самой крупной в Сибири. В ней училось 100 детей, в т. ч. девочки. Учитель Никита Звонников и его помощник из коренных красноярцев Тюменцев трудились много и самоотверженно. Когда вскоре Звонников умер, директору народных училищ Колыванского наместничества писали из Красноярска: «Не токмо жители здешние, но и кочующие вблизи татары познали уже цену нового образа учения, и для умершего учителя, любимого всеми, соорудили в благодарных сердцах памятник».

Другим крупным событием в культурной жизни края было открытие в 1784 г. в Красноярске первой в стране уездной публичной библиотеки. Книги для нее подарил первый и. о. капитан-исправника уезда С. М. Кашкарев. «Нужно есть прилагати всякое тщание об отрочестве, о юношестве, яко о времени сеяния, производящего гражданскую жатву, (поэтому. — Прим. авт. Геннадия Быкони) я отделяю из числа своего имущества книжнаго двадцать книг для заведения в городе Красноярске народного училища, в котором учителем будет доброхотный датель как скоро учреждение последует», известие С. М. Кашкарева в Красноярский городовой магистрат о передаче им городу книг (ГАКК. Фонд 47, оп. 1, д. 34, л. 68).

Библиотека прижилась в городе. Отдельные экземпляры книг ее дошли до нашего времени и хранятся в отделе редкой книги Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края. Судя по владельческим записям, книги имелись в отдельных домах купцов, казаков, посадских и крестьян.

Иркутская духовная семинария, в которой с конца XVIII в. до 1870-х гг. обучались дети духовенства Енисейской губернии. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Иркутская духовная семинария, в которой с конца XVIII в. до 1870-х гг. обучались дети духовенства Енисейской губернии. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

До самой отдаленной от центра восточной, или азиатской — части России, как называли в XIX в. Сибирь, естественно, вводимые государством системы казенно-отраслевого и общеобразовательного обучения доходили значительно позже, а реализовывались далеко не в полном объеме. По Сибири сложилось несколько очагов организации и распространения школьного образования и обучения (Тобольск, Барнаул, Омск, Томск, Иркутск, Нерчинск). Енисейск же с Красноярском оказались на периферии и западносибирских, и южных, и восточносибирских образовательных центров. Тем более что административно-территориальное подчинение Приенисейского края все время до 1822 г. менялось: он подчинялся то Тобольску, то Барнаулу, то Томску, то, наконец, Иркутску. Это, конечно, мешало преемственности в образовательной политике и ее реализации. Отвечали за это, в первую очередь, губернаторы и губернские чиновники, а ведь известно, как многое в России, и особенно в тогдашней Сибири, зависело от лиц.

Либеральные реформы Александра I начала XIX в. несколько изменили систему духовного образования в стране. Согласно уставу 1804 г. все низовое образовательное звено впервые на государственном уровне оказывалось бессословным. В одноклассных приходских училищах могли учиться дети не только духовенства, но и тяглых сословий. Они проходили чтение, письмо, счет, Закон Божий, книгу о должностях человека и гражданина. Затем дети штатного духовенства должны переходить в духовные уездные училища с пятилетним обучением, размещавшиеся в городах, а из них — в семинарии.

В Приенисейском крае духовные приходские училища были двухклассными. В 1803 г. такое училище открылось в Енисейске, а в 1808 г. — в Красноярске. В 1820 г. 1 октября вновь открыли при Енисейском Свято-Спасском монастыре двухклассное духовное приходское училище. Его смотрителем был архимандрит Ксенофонт, а учителями — Иван Розанов и Василий Климовский.

В первый год назначили 25 учеников от 7 до 12 лет и старше, в т. ч. во второй класс — 10 человек. Однако треть учеников не приехала. Мотивы были разные: «чесотка», «головобиение» и особенно дальние расстояния, из-за чего родители обязывались учить на дому, или отдать в Тобольскую школу при семинарии, или на выучку в ближайшие города.

Из Красноярского заказа в училища поступало очень немного учащихся: в 1822 г. — пятеро, хотя было записано 10 человек. Поэтому вместо приватно и публично обучающихся, из-за частых неявок и пропусков, всех поселили с 1823 г. бурсой — общежитием в пристройке надвратной Захарьевской церкви Енисейского Свято-Спасского монастыря.

Программа была сокращенной. В 1-м классе изучали чтение на русском языке, славянское чистописание, нотное церковное пение. Во 2-м одолевали сокращенный катехизис, основы русской грамматики и четыре правила арифметики. Учителями были не только духовные, но и гражданские лица. Несмотря на общие скромные успехи, отдельные ученики успешно заканчивали потом семинарии и становились протоиереями и учителями. Даже второй после Никодима епископ Енисейский и Красноярский Павел (Петр Попов) был одним из выпускников Енисейского духовного училища.

Домашнее обучение явно преобладало и в начале XIХ в. В целом его имело до 70% штатного духовенства, причем до 2530% их детей оказывались неграмотными, хотя заказчики ежегодно делали разборы поспевшим к положению в стихарь и зачислению в причетники. Родителей за неучей ежегодно штрафовали от 5 до 50 рублей, а кандидатов в ставленничество (получение чина и должности) отправляли учиться или доучиваться от года до нескольких лет. При этом их предупреждали, что «если не обучится, то имеет быть отдан в солдаты… или в светскую службу отошлется». Обучение растягивалось на долгие годы, а около 1/3 естественного прироста выпадало в ряды солдат или в налогоплательщики разных сословий, теряя полульготный наследственный статус. Причин этому было несколько: низкое материальное положение сельского низшего духовенства из-за небольшого числа прихожан, дороговизна школьного обучения, возможности сносно прожить в качестве крестьянина, ремесленника и торговца, жесткая церковная дисциплина, общий низкий статус духовного сословия, утилитарно подчиненного со времен Петра I государственным интересам светского характера.

Общий вклад духовного сословия в народное образование в Приенисейском крае выражался в школьных, домашних и частных формах. Если судить по динамике численности духовенства, он составлял не менее 0,4% (2,1 тыс. душ мужского пола) в 1795 г. и до 0,6% (7,5 тыс.) в 1861 г. среди всего населения края. Кроме того, часть грамотных поповичей забирали, или они сами уходили, в ходе губернской реформы 1775 г. (в Сибири — с 1783 г.) на гражданскую службу. Нужно учесть и то, что в духовных школах до 1780-х гг. и в приходских одноклассных училищах до 1820-х гг. обучались дети прихожан светских сословий.

«Сельская бесплатная школа». Репродукция картины А. Морозова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. «Сельская бесплатная школа». Репродукция картины А. Морозова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

С 1802 г. всеми общеобразовательными заведениями стало ведать Министерство народного просвещения. Ему подчинялось четыре рода учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты. С 1804 г. между всеми этими типами учебных заведений впервые устанавливалась преемственная связь в обучении и административных отношениях, что было прогрессивной мерой. Вся Сибирь входила в последний (шестой) Казанский учебный округ России, возглавляемый Казанским университетом. Его ректору подчинялись директора гимназий, которые, в свою очередь, курировали смотрителей уездных училищ, а последние — смотрителей приходских.

Положение учителей было незавидным. Опубликованный в 1808 г. примерный штат устанавливал рекомендованный размер жалованья, которое как минимум должны платить нанятым населением учителям. Деньги собирались одновременно с основными статьями налогов с каждой ревизской души. Уездное училище обходилось городу с уездом в 1500 рублей ежегодно, в т. ч. ректору — 300 рублей, учителю высшего класса — 250 рублей, а низшего — 200 рублей, да на содержание здания, освещение и «открыть услуги» положили 300 рублей. Приходские же училища обходились жителям каждой волости в 550 рублей, из них смотрителю благочиния — 175 рублей, учителю второго класса — 150 рублей, а первого — 125 рублей, на прочие расходы — 100 рублей. Таким образом, уездные училища, как и прежние малые народные училища XVIII в., должны были содержаться в основном на средства местного бюджета.

Перед уездным училищем ставилась двойная задача: готовить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также «открыть детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности…».

Срок обучения был двухгодичный. Учебный план включал в себя многочисленные учебные предметы: Закон Божий и Священную историю, чтение «Книги о должностях человека и гражданина», грамматику, чистописание, всеобщую и русскую географию и историю, арифметику и геометрию, физику и биологию (естественную историю), рисование, а также «начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности».

Здание уездного училища в Красноярске. Построено в 1819 г., подарено городу купцом Власьевским, достраивалось в 1830-х гг. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Здание уездного училища в Красноярске. Построено в 1819 г., подарено городу купцом Власьевским, достраивалось в 1830-х гг. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.

С образованием в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения школьное обучение стало все сильнее обременяться предметами религиозного цикла.

С 1819 г. для чтения Нового Завета в уездных училищах стали собирать учащихся за полчаса до обычных занятий. Одновременно был подвергнут сокращению учебный план: отменено преподавание начальных правил естественной истории, вместо книги «О должностях человека и гражданина» вводилось чтение Священного Писания, а русский язык предполагалось «преподавать более практически, изъясняя правила слога, письма и пр.». В уездных училищах полагалось быть двум учителям с большой нагрузкой (по 25 часов в неделю) и обязанностью преподавать большое число учебных предметов. Такая же нагрузка падала на учеников, которые ежедневно учились до обеда и пополудни: с 2 до 4—5 часов вечера. Учитель должен был стараться, чтобы ученики «преподаваемые им предметы понимали легко и правильно», больше надеяться на «свою прилежность и порядочные правила», нежели «на чрезмерный труд учащихся». Учителю следовало больше заботиться «об образовании и изощрении рассудка» детей, «нежели о наполнении и упражнении памяти», возбуждать у учеников «охоту и привязанность к наукам».

Сохранилась ведомость-отчет учителя Красноярского уездного училища на третий год его открытия. Подобные ведомости составлялись ежемесячно каждым учителем по своему классу. Успехи за месяц у 27 учеников выглядели следующим образом: превосходные — 1, отличные — 2, очень хорошие — 1, хорошие — 13, изрядные — 4, не худые — 1, средние — 1. Двое были не аттестованы: один по болезни, другой — «за леностью». Из учебной программы во 2-м классе за ноябрь было пройдено: «из Священной истории от церкви Нового Завета до § 27; из российской грамматики от степени уравнения до таблицы склонения имен; из арифметики от вычитания до умножения простого; из российской истории от 49 до 61» (ГАТО. Ф. 99, оп. 1, д. 11, л. 159, об. 160).

Учитель Павел Рыбкин подал как старший жалобу в том же году на плохое состояние каменного одноэтажного учебного здания, которое пожертвовал городу купец Власьевский. По обывательской книге 1850 г. здание значилось по ул. Благовещенской под № 562 на углу улицы в пятой куртине. Оно сохранилось до сих пор и находится на пересечении ул. Ленина и Перенсона под № 42.

На фасаде со стороны ул. Перенсона в 1988 г. установлена металлическая мемориальная доска (0,75×0,75 м) с надписью: «Здание является памятником культурного наследия федерального значения и поставлено на государственную охрану в 1992 г.».

Жители края расширили свои познания в народной медицине. Об этом писали изучавшие наш край ученые-путешественники Д. Г. Мессершмидт и его сотрудник Ф. И. Страленберг, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин и основатель отечественной этнографической науки С. П. Крашенинников.

Новый шаг вперед сделало здравоохранение. Первые общественные больница и аптека появились в Енисейске и связаны с именем Паскевича. Впервые было учреждено регулярное почтовое сообщение в крае.

Дата последнего изменения: 23.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.