В северных районах Приенисейского края в XVIII в. стали появляться русские ясачные: русские усваивали хозяйственно-бытовой уклад коренного населения, вступали в браки с тунгусами и якутами.

В XVIII в. в Приенисейском крае противоречия между родовой верхушкой и рядовыми кочевниками — скотоводами и охотниками — продолжали углубляться. Форма феодальной эксплуатации нерусского населения почти не изменилась. Лишь разрешено было вносить вместо пушнины деньги из расчета один рубль за одного соболя. Полным ясаком обложили обитателей южных районов края и уменьшили число аманатов. Участились поземельные споры с русским населением. Отдельные русские семьи, чтобы получить в свое распоряжение нужные земельные угодья, соглашались взять на себя уплату ясака. В северных же районах края часть крестьян и разночинцев добивалась, чтобы вместо хлебного оброка с них брали пушнину. Их называли «русские ясачные». Они усваивали
Значительно усилилась христианизация ясачных. Так называемые новокрещены получали на 5–6 лет освобождение от ясака и комплект русской летней и зимней одежды. Они должны были жить оседло и отдельно от прежних сородичей. Правовое положение новокрещенов приравнивалось к положению крестьян. Появление русских ясачных и права новокрещенов — яркое свидетельство юридического равенства различных этнических групп трудового населения края. Их правовое положение тоже изменилось. После ясачной переписи 1762 г. ясак стал обогащать царскую фамилию Романовых. Ясачные оказались особой разновидностью дворцовых крестьян. Родовой верхушке и старейшинам передали право сбора ясака. Это усилило внутриродовую кабалу и похолопливание бедных родовичей. Резко возросла доля денег в сдаче ясака, в южных районах до 80–90%.
На основе южных тюркоязычных племен интенсивно формировалась хакасская народность. В состав хакасов включались кетоязычные арины, ястынцы и яринцы, а также некоторые самодийские роды. В то же время в земледельческих районах продолжался процесс слияния части коренного населения края с русскими. У северных эвенков и самодийских племен темпы социального развития оставались замедленными. Русских в тех районах было значительно меньше, поэтому они слабее влияли на жизнь местного населения.