Выберите категорию

×

«Деревенька с именем Елга», Розалия Чуматаева

В стороне от шумной магистрали,
Где туман ложится на поля,
Красотой неброской расцветает
Деревенька с именем Елга.
А. Панков

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого. Место это называется малой родиной. Моя родина — деревня Елга Большеулуйского района Красноярского края. В 2009 году ей исполняется 80 лет, и в конце июня елгинцы будут отмечать юбилей деревни. А это значит, что есть повод позвать к себе в гости жителей Красноярского края. И я с огромным удовольствием приглашаю всех желающих посетить мою малую родину.

80 лет прошло с той давней поры, когда в двенадцати километрах от деревни Березовка необжитые места стали заселять татары, приехавшие из Поволжья в поисках лучшей жизни. Места они нашли живописные: стояли могучие сосны, росли стройные березы, в лесу водились разные звери. Большой реки не было, но свои воды несла маленькая красивая речка. Ее назвали Елга, что в переводе на русский язык означало «вода», «родник», «река».

Так, по словам очевидцев, в сентябре 1929 года здесь появились первые жители — семья Махмуда Ахметова, потом приехали Магдеевы, Гимрановы, Хуснутдиновы. Одни жили в старых кулацких избушках, другие зимовали в холодных землянках. В течение двух лет продолжалось бурное заселение этой таежной территории.

Прошло время. Татары обжились, построили дома, разработали пашни, развели домашний скот. В 1930 году уже открылась начальная школа, и дети пошли учиться. Во время Великой Отечественной войны мужчины героически сражались на фронтах, а женщины и дети трудились на колхозных полях, внося свой вклад в дело Победы.

Все послевоенные годы жители Елги стремились сделать жизнь лучше, и мусульманская вера помогала им в этом.

Позади 80 непростых, трудных лет. Но, несмотря на все жизненные невзгоды, люди не покинули эти места. Они остались верны родной земле, которую когда-то заселили их предки.

Сейчас Елга — красивая и чистая деревня. Ее образует всего одна длинная улица Дружбы. В центре деревни — два частных магазина, уютный медпункт, рядом — школа и клуб, утопающие летом в зелени и цветах. Есть красивая речка и заросший пруд, сосновый бор и березовый лес, но самое святое место — памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.

Много в Елге заветных и удивительных мест, куда меня всегда тянет. Я люблю все в своей деревне: и звездное небо над головой, и шелест осенних листьев, и тихую песню заросшего пруда, и глиняную гору, и развесистые белоствольные березы, и стройные сосны, и сказочные полянки, и стога душистого сена.

Но больше всего мне нравится наш сосновый бор. Он красив во все времена года. Весной там зацветают сосны. В траве цветет земляника, кое-где появляются белые крошечные колокольчики — ландыши. Все живет и движется в весеннем лесу. А летом бор становится величавым. Сосны тянутся в небесную высь, кругом — цветочный хоровод. Земляника поспевает, блестит красная костяника. И дышится здесь как-то необыкновенно, душа радуется.

Наступает осень, меняется и наш бор. Кругом стоит запах грибов, листьев, осенней свежести и влажной земли. Деревья раскрашены всеми красками, золотым костром горят листья берез и осин. Увидишь хоть раз такую картину и уже никогда не забудешь этот осенний пейзаж!

Но особенно красив сосновый бор зимой. Там часто бываем мы с друзьями. Много интересных игр придумываем на нашей любимой глиняной горе: то катаемся на самодельных санках с высокой горы, то любуемся снежным одеялом земли, то прокладываем таинственные тропинки к удивительным местам.

Смотришь на всю эту удивительную красоту и понимаешь, что не надо далеко уезжать, чтобы увидеть красивые места. Они есть в нашей деревне.

Бережно относятся елгинцы к своим традициям. Они любят отмечать национальные праздники: Ураза-байрам, Курбан-байрам, Сабантуй.

Всенародным и любимым праздником является Сабантуй — «праздник плуга». Но правильнее считать Сабантуй праздником завершения весеннего сева. В старину в татарских деревнях подготовка к нему начиналась задолго до наступления лета: мужчины готовили лошадей к скачкам и тренировались, чтобы помериться силой, женщины мастерили подарки для победителей состязаний. Для проведения праздника из влиятельных стариков, аксакалов организовывалась судейская комиссия. До сих пор жители нашей деревни отмечают этот очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он проводится в июне после завершения весенних работ. Праздник включает в себя спортивные соревнования, шуточные состязания, выступления танцоров и певцов.

Рано утром в назначенный день юноши и молодые мужчины с гармонистом начинают обход деревни: заходят в каждый дом и собирают подготовленные подарки — вышитые полотенца, платки, салфетки, яйца. Иногда некоторые жители говорят: «Мой подарок — победителю состязания борцов». Если кто-нибудь не дал подарок, то односельчане могут осудить его за жадность. А если «сборщики» по какой-либо причине не заходят за подарком, то хозяева считают, что им нанесли обиду. Выйдя из дома с подарком, все хором три раза кричат хозяевам: «Рахмет!» («Спасибо!»).

Днем все жители деревни и гости собираются в специально обустроенном и украшенном месте, которое называется «майдан». Здесь звучат музыка, песни, шутки.

Праздник начинается с появления на нем стариков. Процессию возглавляет мужчина, который несет шест с полотенцами, отрезами материи, платками, привязанными на самый верх. После того как старики займут почетные места, на майдан выходят ведущие. Сначала мулла читает молитву, потом молодежь выступает с концертными номерами.

Весело проходят на празднике традиционные состязания — бега (бег с яйцом, бег в мешках, бег с водой), прыжки и «бои».

Главное соревнование на Сабантуе — борьба на кушаках («керяш»). В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем соперника за талию и ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки. Начинают борьбу мальчики пяти-шести лет, а иногда два старика. Затем поочередно борются ребята постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Победителям вручаются подарки. Потом победители борются с победителями, и выявляется самый главный победитель — батыр. Последний конкурс Сабантуя — лазанье на столб. Сумевший забраться на самый верх достает подарок. По окончании всех соревнований объявляется батыр Сабантуя, которому вручается главный приз — баран.

Вот так интересно и весело мы отмечаем свой любимый национальный праздник.

Я счастлива, что родилась и живу в Елге. Я горда тем, что мы сохраняем свою татарскую культуру, чтим память своих земляков, уважаем традиции своего народа, славимся гостеприимством и радушием. Я рада, что меня окружают добрые и трудолюбивые люди, которые много сделали для развития не только нашей деревни, но и района.

И я точно знаю, пока учатся школьники и работают взрослые, пока живут старики и рождаются дети, пока всех жителей объединяют мусульманская вера и татарские обычаи, наша деревня будет жить.

С чего начинается моя деревня? С огромной любви к ней... И вы, жители Красноярского края, тоже сможете полюбить Елгу, если поближе познакомитесь с моей малой родиной. Оставьте все свои дела, отбросьте все сомнения и приезжайте к нам в гости в любое время года. Лучше, конечно, летом, когда каждый уголок природы готов раскрыть свою волшебную красоту.

Я покажу вам уютную школу, свои любимые места в сосновом бору, познакомлю с добрыми и трудолюбивыми людьми. Я отведу вас на майдан, где проходит Сабантуй, и вы соприкоснетесь с традициями татарского народа. Услышите праздничную молитву муллы и трогательные татарские песни в исполнении талантливых участников фольклорной группы «Идель», увидите выступление детского танцевального коллектива «Солнышко», поучаствуете в татарских спортивных состязаниях. После всего увиденного вы поймете, почему я так сильно люблю свою малую родину.

Розалия Чуматаева, 14 лет,
Елгинская основная общеобразовательная школа,
деревня Елга, Большеулуйский район,
конкурс школьных сочинений «Я приглашаю в гости», 2009 г.

Дата последнего изменения: 02.11.2014