Выберите категорию

×

«Дудинка — северная льдинка… Дудинка-бисеринка…», Валерия Лаптева

Самый северный город земли... Город белых снегов... Город белых ромашек... Дудинка — северная льдинка... Дудинка-бисеринка... Еще долго можно перечислять сравнения, перифразы и эпитеты, которых удостоился наш маленький северный городок на бескрайних просторах Таймыра. Эти слова сказаны не зря, ведь наш город — это маленькое чудо, необыкновенное творение рук человеческих, выпестованное в колыбели пушистых снегов любимое дитя. А для меня Дудинка — родной город. Много это или мало? Судите сами...

Однажды, любуясь по телевизору на красоты южной природы, слушая репортаж о чудесной жизни на материке, мама в сердцах сказала: «Всё! Хватит! Живут же люди, а мы... Надо уезжать с Крайнего Севера!» В комнате воцарилась тишина, каждый задумался о своем...

Я уже представляла, как буду жить в доме, стоящем среди берез и тополей, в мае носить легкий сарафан, бегать по цветущим лугам, греться в лучах ласкового солнышка... Мечты уносили меня все дальше, рисуя прекрасные картины будущего, но вдруг под сердцем что-то кольнуло, заныло, меня охватила необъяснимая тоска. Долго не могла понять причину этой грусти, и вдруг осенило: а как же я буду жить без Дудинки? Ведь мой город — это моя жизнь, здесь все знакомо до боли и любимо, каждый уголок, каждая тропинка связана с воспоминаниями детства. Другого такого места не будет... Не может быть... Нет! Я не смогу покинуть мою снежную родину! Пусть лучше приезжают к нам!

Я приглашаю вас, незнакомые друзья, в гости! Своей любовью, своей нежностью к родному городу я хочу поделиться с вами! Мне хочется, чтобы гостю стало сразу понятно: вот он какой, Таймыр! Удивительный и неповторимый!

Я расскажу вам о скромной красоте таймырской тундры, о причудливых и загадочных северных сияниях, о достопримечательностях города за 69-й параллелью, о необыкновенных судьбах людей, из которых сплетена и судьба моей родной земли, — это будет интересно. Но визитной карточкой столицы Таймыра, на мой взгляд, является удивительный праздник...

Как характер украинца проявляется на Сорочинской ярмарке, менталитет русского — в дни веселой Масленицы, так душа северянина раскрывается в День оленевода! У нас он традиционно проводится за городом, на мощном ледяном покрове Енисея! Оленеводы из близких и отдаленных от столицы Таймыра поселков собираются, чтобы помериться силою в оленьих гонках, национальной борьбе, метании маута. Тундровички участвуют в конкурсах наравне с мужчинами. Кроме того, искусные мастерицы демонстрируют расшитые бисером унтайки, необыкновенной красоты национальные костюмы, угощают вкуснейшими блюдами северной кухни.

Когда я впервые попала на этот праздник, меня удивил один факт: вместо ожидаемого беззаботного веселья оленеводов я увидела сосредоточенные лица долган и ненцев. Меня это даже смутило: «Как же так, я ведь на праздник пришла, а они какие-то угрюмые... Непонятно!» И лишь, присмотревшись к людям, поняла, что они не мрачные и неприветливые, а уверенные и спокойные.

Проживание в тундре многие века учило людей, что за праздность можно поплатиться не только здоровьем, но и жизнью. Надо вовремя присмотреть за оленями, не проглядеть начало бурана, укрыть свой чум от ненастья, поддержать огонь в очаге. В тундре нет выходных, каждый день наполнен сложными и непреодолимыми для горожан заботами. Чтобы выйти победителем в неравной схватке с северной погодой, нужно быть смелым и мудрым, непокорным и трудолюбивым, настойчивым и благородным. В одиночку не сможешь противостоять морозу и ветру, пурге и половодью, не выпасешь оленя и не разобьешь чум.

Сила коренных жителей — в сплоченности, умении прийти на помощь (даже если и не слышишь зова), во внимании к людям и заботе о ближнем, желании подставить плечо, не требуя ничего взамен. И эти качества ярко продемонстрировал случай на Дне оленевода: у одного из каюров во время подготовки к забегу вырвался олень. Казалось бы, что другим до этого? Даже лучше — без вожака вряд ли упряжка победит в соревнованиях, но не успел олень пробежать и пару сотен метров, от всех чумов кинулись каюры на помощь хозяину «беглеца», при этом не щадили свои упряжки, которые холили перед решающим заездом в оленьих гонках.

В одном из чумов, поставленных прямо на льду, меня угостили потрясающим чаем. Я такого никогда не пробовала. Ведь в тундре чай особенный. Принесут дети наколотого льда, положат его в чайник и поставят на огонь. Нет ничего вкуснее чая на талой, чистой воде! Хозяйка жилища поведала мне ненецкую пословицу: «Гостя непременно угости чаем: иначе счастье потеряешь». Эта заповедь относится ко всем северянам, о гостеприимстве которых слагают легенды даже на «большой» земле.

Внешний облик чума — лицо хозяев, поэтому каждый такой «дом» неповторим. Внутреннее убранство жилища северян поразило меня. Индивидуальный орнамент из бисера и кусочков оленьего меха может поведать судьбу рода, указать на чаяния хранительницы очага, выделка кожи оленя, постановка шестов говорят о мудрости хозяев, об их опыте и мастерстве. У опытной женщины — два главных шеста, а у той, что в себе не уверена, — три. Рядом с чумами — несколько однотипных балков на полозьях. Они показались мне удобнее, чем чумы: во-первых, их не надо разбирать во время кочевья на другое место, во-вторых, там есть печка, которая, по-моему, удобнее в использовании и дает больше тепла. В-третьих... Но, поговорив с одним из оленеводов, я поняла, что ошибалась. Он объяснил мне: «Чум — хорошее жилище. В нем оленеводу удобнее, чем в балке. Там места больше и теплее, потому что дым от огня поднимается наверх, а тепло рассеивается по чуму».

Хранитель чума, хранитель семьи — огонь. Ненцы говорят, что у огня есть душа, а пламя указывает на семейные отношения: огонь ярок и высок — в семье любовь и понимание; пламя не хочет разгораться, чадит, значит, кто-то нанес обиду, ранил словом или поступком. Есть и такое понятие — дух огня, это добрый ангел семьи, он бережет ее от горестей, отводит беды и болезни. Первое, что делает женщина после аргиша, — разводит огонь, чтоб чаек был, чтоб и тепло стало, и отогрел души людей от северной стужи.

Поразил меня рассказ о труде женщин в тундре. Мне кажется, что на хрупких плечах тундровички держится жизнь стойбища: она и чум поставит, и огонь разведет, и обед сварит, и нюки выделает, одежду сошьет и украсит ее причудливым орнаментом, вырастит в таких трудных условиях детей, воспитает их не пустыми словами, а ежедневным примером. Наставления старших, прежде всего матери, кратки, но пронизаны мудростью: никогда не отказывай в просьбе старому человеку, иначе твоя жизнь «опрокинется», беги навстречу старцу, больному, убогому, чтобы помочь ему, не жалей того, что отдал: когда-нибудь это вернется к тебе.

Меня поразило отношение к детям: смотрю — лежат свертки из оленьей кожи на нартах прямо на морозе, сначала даже и не обратила внимания на этот «скарб», только когда он зашевелился и запищал, поняла, что это спят дети: вот так тундровые «ясли»! Однако оказалось, что за малышами неусыпно следят старшие дети. Младенцев не пеленают, подгузники заменяет олений мох — ягель, а сверток устроен таким образом, что не требует ежеминутной смены пеленок, ребенок всегда сух и чист.

«Ребенка никогда не бей, не относись к нему плохо, не обделяй его — иначе он вырастет злым, нервным человеком, и когда будешь стар и немощен, будет плохо с тобой обращаться», — так гласит закон тундры. И действительно, за многочасовую прогулку я ни разу не услышала, чтобы тундровики кричали на детей, только подгоняли, как стайку куропаток, поближе к чуму. При этом не услышала и капризов детей. Казалось бы, мороз, ветер, они среди толчеи и людского гама — и ни одной жалобы, каждый занят своим делом: кто оленей подкармливает, кто за малышами следит, кто в очаге огонь бережет. Мне даже стыдно стало за свои домашние капризы — горожанам куда проще жить. Может, поэтому так часто находим повод для недовольства и лени...

А вот и кульминация праздника — оленьи гонки! Упряжки стоят на старте, олени жадно вдыхают морозный воздух в предвкушении предстоящей схватки, каюры уверены в себе и спокойны. И не важно, кто из них победит: главное — показать свою удаль и силу, умение справиться с острым льдом и глубоким снегом, студеным ветром и холодным слепящим солнцем...

Приезжайте к нам в гости! Вы увидите это чудо своими глазами и навсегда полюбите мою снежную родину!

Валерия Лаптева, 15 лет,
Дудинская средняя школа № 4, город Дудинка,
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район,
конкурс школьных сочинений «Я приглашаю в гости», 2009 г.

Дата последнего изменения: 06.11.2014