Выберите категорию

×

«История моей семьи в жизни северного Подтёсова», Анастасия Рослик

Если спускаться на теплоходе от Красноярска вниз по Енисею, то на 430-м километре с правого берега неожиданно открывается рукав-затон, образованный двумя островами, коренным правым берегом и соединяющей их капитальной каменно-набросной дамбой, строительство которой было завершено в 1949 году.

Удобное географическое расположение островов, за которыми еще в 20—30-е годы XX столетия отстаивались зимой суда, и послужило началом образования в этом месте затона, завода и поселка. В 1975—1990 годах здесь было самое крупное в РСФСР судоремонтное предприятие. Это затон, в котором зимовали и ремонтировались более 500 судов — половина всего флота Енисейского речного пароходства.

Сейчас это современный поселок городского типа с восьмитысячным населением и развитой инфраструктурой жизнеобеспечения его жителей. Здесь живут интересные трудовые династии людей, приехавших в XX столетии со всех концов нашей необъятной Родины, а также коренные жители, родословные которых уходят в XVII век.

Изначально там была маленькая артель из семи семей. В нее входила семья и моего двоюродного прапрадедушки Федота Захаровича Шадрина. К концу 1931 года 40 семей деревень Подтёсовой и Чермянки вступили в колхоз, ему дали название «Путь Ленина». Подтёсово к тому времени насчитывало 17 дворов, Чермянка — 18. Все были между собой близкими и дальними родственниками, некого было раскулачивать, и поэтому особых проблем при объединении не возникало. Председателем единодушно был избран «самый грамотный и работящий мужик» (из воспоминаний А. И. Кытманова, музей города Енисейска) Федот Захарович Шадрин.

Из воспоминаний Федота Захаровича о строительстве затона: «Наш советский знаменитый полярник Отто Юльевич Шмидт был в Подтёсово, да не проездом, а специально для важного дела сюда приезжал, вернее, приплывал на катере... Я лично сам его видел, отличался он от всех: с черной густой бородой, бодрый, веселый. Только в тот момент я не знал, что это был именно он, и уж позже, когда услышал в разговорах, что Шмидт приезжал сюда с делегацией выбирать место под строительство затона, сразу вспомнил тот день! Летом это было, в 1934 или 1935 году, вот точно не помню...».

1933 году появились в Подтёсовской протоке первые водники... Из воспоминаний капитана Евгения Константиновича Крылова и моего прадедушки боцмана Геннадия Ивановича Габова о первой зимовке в 1933—1934 годах в затоне: «Для того чтобы поставить суда в затон, трое суток потратили. Толстый уже лед разбивали вручную пешнями, проделывали майны, обвязав друг друга веревками, рискуя провалиться в ледяную воду. Всего по три — пять судов за световой день в тяжелом льду заводили мы свой караван, увязывали, учаливали его, и только после заводки последнего лихтера успокоились и осмотрелись. Кругом тайга, все покрыто толстым слоем снега, и только вдали, на правом коренном берегу, деревушка из низких стареньких домишек. Но за ними — новые строения. Как мы узнали позже, они были выстроены самими колхозниками за короткий срок существования колхоза.

Мы своими силами начали валить лес в тайге и приступили к строительству жилья: мороз крепчал, а мы все еще жили на неприспособленных к зимнему проживанию судах. Кое-кто устроился в домах колхозников, в которых и без нас была большая теснота. Дома у жителей маленькие: кухонька да горница, а семьи большущие, ребятишек полна изба, стеснять неудобно, поэтому некоторые из нас, в основном шкипера, стали строить себе землянки в яру берега.

Построили баню с парилкой, ларек с квартирой для продавца и, самое главное, мастерскую для ремонта судов, в которую мы поместили токарный станок, снятый с „Ворошилова“.

Всех людей разбили на бригады. Одни работали на ремонте судов, другие заготавливали дрова в лесу, два спортсмена-разрядника охотились, добывали дичь к столу, а одна из бригад работала на колхозной стройке — так мы рассчитывались с ними за заботу о нас: руки рабочие им были очень нужны.

Зима 1933—1934 годов была очень суровой: морозы под 50 градусов, земля сильно промерзла, и над каждой ямкой под столб приходилось здорово попотеть. Отогревали землю кострами, в день долбили не больше одной или двух ямок. Столбы готовили в тайге. Вскоре осветили и свои времянки, и избы колхозников, и скотный двор. Радости людей не было предела, а старики из деревушки, так те аж со слезами:

— Ну, спасибо, сыночки, не думали не гадали, что доживем до такого счастья!»

Дедушка рассказывал, что людям был в диковинку свет в домах: ведь даже в Енисейске электрификация города еще только-только начиналась.

Он вспоминал, что дальше сделали пристройку из бруса и получился клуб! Смастерили сцену, сделали занавес, и клуб заработал. Готовили сами концерты, показывали их водникам и своим колхозникам, в ближние и в дальние деревни выезжали.

Оторванными от всего мира себя не чувствовали. Но очень трудно шел ремонт флота. Необходимых деталей достать было невозможно. Ездили по деревням, люди делились последним.

Это только небольшие воспоминания о тех временах, когда закладывалась основа затона и завода. Непосредственное участие моих родственников способствовало как строению самого затона, так и расширению и процветанию поселка Подтёсово. И я очень горжусь, что принадлежу к их роду!

Анастасия Рослик,
средняя общеобразовательная школа № 143,
город Красноярск,
конкурс школьных сочинений «Место в истории», 2013 г.

Дата последнего изменения: 31.10.2014