Давным-давно по реформе П. Д. Киселева 1830—40-х годов началась волна вольных переселенцев в Енисейскую губернию, особенно на юг, а еще — ссыльных за Урал по общественному приговору и решениям суда. 1829-й — год рождения моего села — военного поселения казарменного типа. Отцом проекта был первый губернатор Енисейской губернии А. П. Степанов. Думал отец губернии, что ссыльные откажутся от бродяжничества, осядут на одном месте и будут вести свое хозяйство.
В лето 1831 года приступили к устройству дорог, заготовке леса для строительства. В первых числах мая 1833 года потянулись первые поселенцы. Наименование селение получило от крестьянина села Казанцевского — Дубенцева, который лет сто назад основал свою заимку. Селение было расположено на речке Ошке, место гористое, покрытое большим лесом, а у подножия гор идут болота. Дубенцев поручили надзирать казакам из станицы Саянской, что стоит южнее по Енисею. От царя-батюшки выдавали небольшое пособие на ведение хозяйства, удобные участки земли, сельхозинвентарь, семена, 460 лошадей за счет казны по 25 рублей закупили у хакасов. Поселения строили по военно-казарменному типу: прямые улицы, в центре прямоугольная площадь для церкви, казарма для конвойной команды, канцелярия надзирателя.
Декабрист Александр Беляев с разрешения минусинской полиции в 1836 году посетил казенные поселения, писал: «Селения красивые, правильные, возделывались быстро. Но, проезжая эти красивые селения, какая-то грусть охватывала при виде этих пустынных улиц: ни одного женского лица, ни одного ребенка, или кой-где, как исключение». Власти предложили крестьянам-старожилам выдавать своих дочерей замуж за селян за вознаграждение в 50 рублей. Окрыли дубенцы кустарные мастерские: сапожную держал А. Бояско, а мельницы крестьяне К. Волков, А. Агафонцев, С. Бегунов, Д. Михеев, И. Соколов, Д. Федоров.
Новые поселенцы сами рубили и строили дома крестом на четыре семьи, каждая комната с русской печкой и отдельным входом. Дома, окна, двери одного размера. Самые важные вопросы решали на сельском сходе жителей села, где выбирали на один год сельского старшину, писаря, десятских на каждые 10 дворов. Всего душ на 1858 год: мужчин 973 и женщин 985. В 1862 году построили деревянную церковь во имя святителя Николая, обнесли каменной оградой, а кругом церкви вскоре зазеленел сад. Церковь встречала своих прихожан до 30-х годов XX века, до 1970 года там пели и плясали, в семидесятые здание разобрали.
О душе и грамотности власть думала, открывая церковно-приходскую школу для детишек в 1893 году для 35 чад. Первым учителем была Елизавета Александровна. Изучали арифметику, русский и славянский языки, в третьем классе сдавали экзамены по арифметике, русскому языку. Изучали «Закон Божий», который преподавал по средам и пятницам отец Михаил. По воскресеньям все ученики должны были ходить в церковь на богослужение.
Дисциплина в школе была строгой: за малейшую шалость детей ставили на горох, дресву (разбитый камень), били линейкой. Первыми учениками назвали Макара Ивановича Соколова, Фому Захаровича Пашкина. Канцелярия была в селении для наведения порядка, первым писарем хаживал Иван Лаптев.
Среди бедняков выделялись и зажиточные крестьяне-собственники. Лаликин имел свою лавку с ситцем, сатином, водкой, сахаром формы «голова», ткань мерили аршином. Крестьяне Романов, Калинин и Туркин торговали керосином и гвоздями, Булонский — гончарными изделиями.