Выберите категорию

×

«Наш Кужебар, храни себя, храни...», Владимир Алёхин

Я учусь в девятом классе, но уже пятый год активно участвую в работе нашего школьного творческого объединения «Наш Кужебар, храни себя, храни...». Работает оно на базе краеведческого музея школы. Как раз здесь я нашел и продолжаю находить ответы на вопросы, которые у меня давно появились. Что побудило наших предков основать Верхний Кужебар именно здесь, на этом месте? Когда он появился? Какие существуют легенды и предания по этому поводу? Каковы исторические традиции этого населенного пункта?

У сел, как и у людей, бывают разные судьбы. По разным историческим причинам одни рушатся и исчезают с лица земли, другие с течением времени не только не стареют, а обретают новую силу.

Село выстояло в бурном вихре 1990-х — начала 2000-х годов. Хотя потери есть и у нас. Сейчас в нашей школе 93 ученика, а раньше было 230—240 человек. Эти цифры о чем-то говорят. Жива школа — живет и село. Думаю, это не случайно. Действительно, необычное село, значит, в чем-то уникальна и история его. До сих пор, даже сейчас, у нас в районе, когда узнают, что ты из Верхнего Кужебара, у людей вырывается: «О-о, из Верхнего, ну как вы там?»

Мы, верхнекужебарцы, очень трепетно относимся к своей малой родине, к своему селу, которое находится в живописнейшем уголке нашего района, да и не только района, но и края. Наши места по красоте уникальны даже в масштабах Сибири. Наверное, поэтому село привлекает внимание многих известных и в Сибири, и в России людей, в первую очередь, писателей. Бывали у нас Алексей Черкасов, Виктор Астафьев. Писатели, известные во всем мире, побывавшие во многих местах страны и за границей, по достоинству оценили и дали очень высокую оценку селу. Им понравились дома, постройки, палисадники, чистота и порядок на улицах, усадьбах. И, конечно, понравились люди, с которыми им приходилось общаться. Их впечатления получили отражение в книгах.

Природа, быт, обычаи села мы встречаем в трилогии Анатолия Черкасова «Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь». У Виктора Астафьева в романе «Прокляты и убиты» Коля Рындин, один из главных героев, любимец (по всему ощущается) автора — уроженец Верхнего Кужебара Каратузского района. Когда Виктора Петровича спросили: «А почему в романе Колю Рындина сделали верхнекужебарцем?» — ответил: «Да человек он хороший. А куда еще хорошего человека поселить? Только в хорошее село».

Теперь в селе, которое полюбил Астафьев, с 23 июня 2004 года наша школа носит имя Виктора Петровича, и это большая честь для всех его жителей.

Итак, моя малая родина — кондовое сибирское село с добротными постройками, резными наличниками на окнах, со своими традициями. Стоит оно на крутом берегу реки Амыл при выходе его из таежных дебрей Саян в лесостепь Хакасско-Минусинской котловины. Место выбрано очень удачно — здесь и удобно, и красиво.

Жили здесь всегда крепко, потому как и золото мыли, и разбоем в тайге промышляли. Можно сказать, что основывался Кужебар на золоте и на крови, потому что там, где золото, там всегда кровь. Золота в Саянских горах оказалось в изобилии, соответственно и крови пролилось немало.

Даже в толковании названия села (оно нерусское) одна из версий перевода (с тубинского) звучит — «куже» — «золото», «бар» — «есть». А в четырех километрах от села, вверх по Амылу, есть место, где скалы подходят вплотную к самой реке. Называется этот скальный массив Разбойник. Старики рассказывали, что в незапамятные времена на тропе, которая здесь проходила (тропа вела на золотые прииски в верховьях Амыла), бывали случаи, когда местные чалдоны-лиходеи подкарауливали старателей, выходивших с приисков с золотом, и убивали их. Золото забирали себе, а людей — в воду. Кужебарский урядник без работы не сидел.

Есть еще у нас в окрестностях села чудодейственный источник. Местные жители верят в целебную силу его воды и называют ее живой водой. Молва о «святом колодце» разлетелась и по краю, и по России (приезжали даже из Израиля). В день 9 июля здесь всегда многолюдно: празднуется большой престольный праздник — Тихвинской Божьей Матери.

Существует немало легенд о возникновении «святого колодца». Одна из них — легенда-быль. Давайте на ней остановимся поподробнее. С началом «золотой лихорадки» многие верхнекужебарцы занимались извозом. Ранней весной по снегу они завозили в верховья Амыла на нартах инструмент и продукты, летом — по реке на лодках. Василий Петрович Целищев, занимающийся этим ремеслом, заметил однажды, как из тайги в районе зимовья Колны на берег реки вышли мужчина и женщина с ребенком на руках, делая ему знаки, чтобы он приблизился. Они попросили его довезти до села. Он согласился. Обратив внимание на их тяжелый багаж, Целищев возгорелся желанием узнать, что находится в котомках у пассажиров, втайне предполагая, что там не что иное, как золото.

Не зря поговаривают, что блеск этого желтого металла коварен и способен свести с ума, сделать жестоким. Так случилось и с Василием. Желание обладать чужим добром захватило его настолько, что он решился на преступление.

Особый нюх на золото не подвел Целищева. В котомках действительно находились россыпи презренного металла, и теперь, лишенное хозяев, золото принадлежало только ему. Через какое-то время к берегу прибило утопленников, их обнаружили, опознали, но установить, кто повинен в их гибели, верхнекужебарскому сотнику так и не удалось.

Оставшись безнаказанным, Василию бы радоваться да богатеть на чужом добре. Но не тут-то было. Стало Василию тяжко от содеянного. Ни днем ни ночью не находил он покоя, до тех пор пока не исповедался перед местным священником отцом Кириллом. Тот, укорив Целищева, ответил: «Бог простит» — и попросил внести на благо церкви половину того, чем завладел разбойным путем извозчик. Разделили они ковшами золотой песок и стали жить-поживать.

С того времени стал Целищев таким набожным да правильным, что прозвали его селяне за это Святым. Только вот Святому, несмотря на набожность, лучше не становилось. Груз неимоверной вины за загубленные души так и не давал спокойно жить. Обратился он опять к отцу Кириллу, тот ему присоветовал: «Построй на пашне своей, где родник бьет, часовенку небольшую, в родник положи иконку. Если удастся, чтобы люди, найдя этот родник, уверовали в его священную чудодейственную силу, снимет Господь с тебя тяжкий грех». Сказано — сделано. Пашня Святого невдалеке от Кужебара располагалась. Ходили как-то бабы по клубнику, да и наткнулись на родник с иконкой. С тех пор стали называть тот родник святым. Ежегодно в тот самый день, когда его обнаружили, приходят сюда верхнекужебарцы, и, как известно, для села этот день ознаменован православным престольным праздником Пресвятой Богородицы Тихвинской.

Краевед Леонтий Майков, в дневниках которого было это повествование, черпал информацию у старожилов, а насколько она достоверна, трудно судить. Поэтому нам приходится лишь принять эту легенду о возникновении святого родника. Правда это или ложь, не все ли равно? Главное, что есть у кужебарцев хорошая традиция — один раз в году, 9 июля, собираться всем миром на природе за селом и пить не «горькую», а чистую родниковую воду, и хочется, чтобы было так всегда.

В 2012 году воду из колодца отправили на анализ в лабораторию Новосибирска. Результат анализа — чистейшая родниковая вода с необычайно высоким содержанием ионов серебра. Раскрылась тайна «святой воды», но когда я узнал об этом, стало почему-то грустно. Жаль, когда исчезает легенда.

Владимир Алёхин,
Верхнекужебарская средняя школа им. В. П. Астафьева,
село Верхний Кужебар, Каратузский район,
конкурс школьных сочинений «Место в истории», 2013 г.

Дата последнего изменения: 02.11.2014