Выберите категорию

×

«Традиция, переданная по наследству», Максим Драко

В мае шумно праздник отмечали,
А теперь душа моя в печали...
Я к тебе на кладбище приду
Выпить за твою Победу.

Традиции... Как их много в России. Одни со временем уходят в прошлое, а другие, не успев родиться, забываются. А есть такие традиции, которые живут веками. Одной из таких является традиция поминовения павших.

Традиция поминовения ушедших к Господу Богу уходит в глубины христианства. Далеко не случайно, но на древних богослужениях Великой Субботы в церкви поется: «Да умолкнет всякая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя». В народе это называют минутой молчания.

Минута молчания... Она, в общем понимании, наше сознание подвига положивших душу свою за Отечество во время военных действий, это выражение нашей благодарности тем, кто, не жалея жизни своей, завоевывал победу.

Снова настигает нас начало мая... И в очередной раз будут греметь салюты и парады, будут много и громко, с чувством долга говорить речи, возлагать цветы к обелискам и стоять в поминовении. И это уже давно стало хорошей традицией, передаваемой из поколения в поколение.

Мне раньше искренне казалось это правильным, пока я не столкнулся близко с «контуженым» дедом. Почему «контуженым»? Да так звали все, кто знал его. Жил он одиноко, тихо и незаметно. С утра до поздней ночи по дому, в огороде помогал всем и не отказывал никому. Мужики, встретив «контуженного» на улице, жали крепко ему руку, женщины по-доброму улыбались и кланялись. И никогда я не задавался вопросом, почему так не согласовывается кличка с уважительным отношением.

Однажды, когда гулять на 9 Мая мы собрались идти на центральную площадь, то столкнулись на улице с дедом. Он в старой выцветшей гимнастерке, на которой блестел десяток медалей, шел, закинув за плечо солдатский вещевой мешок, в обратную сторону от площади. Лицо его было серым и строгим. Поздоровавшись с ним и поздравив с праздником Победы, мы пошли на площадь, где уже собрался весь народ. А отец, остановившись, долго смотрел вслед старику, пока тот не скрылся за поворотом.

На следующий год, 9 Мая, отец отказался с нами пойти на площадь, объяснив, что обещал «контуженному» свозить его на машине в одно место, так как старик болеет и самому ему не дойти, а по-соседски отказать не смог.

Вечером, когда мы веселые и уставшие вернулись, отец уже был дома. Он не спросил, как прошел праздник, а наши рассказы почти не слушал. В этот вечер папа много курил, а потом до поздней ночи на кухне разговаривал с мамой. С тех пор отец чаще стал общаться с «контуженным», ненавязчиво помогая ему и уважительно называя Иваном Егорычем. Мать тоже не оставляла без внимания деда: угощала его пирогами, делилась семенами и поздравляла со всеми праздниками.

И каково же было мое удивление, когда и на следующий год отец не пошел с нами на площадь, а уехал с Егорычем. Даже мама, не любившая ходить на праздники без отца, тихо сказала: «Так надо».

Десять лет назад, в апреле месяце, Иван Егорыч умер. Все жители ближайших улиц пришли проводить его в последний путь. Я тоже зашел, чтобы быть как все.

В маленькой комнате, увешанной старыми фотографиями, лежал в гробу в застиранной гимнастерке солдат. Вся его грудь была в медалях и орденах. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели соседи и слушали бабу Аню, которая, утирая слезы, рассказывала о том, что Иван первым записался на фронт, прибавив себе два года, что хорошо воевал, но в конце сорок четвертого его контузило. Долго лежал в госпитале, а потом списали. Она долго молчала не в силах что-то произнести, а когда успокоилась, продолжила: «Вернулся Егорыч в родной Боготол, но не переставал ходить в военкомат с требованием отправить его на фронт, но все его попытки вернуться на фронт были безрезультатны. Устроился Иван в местный госпиталь, где лежали тяжелораненые солдаты. С утра до ночи он помогал медсестрам: носил на руках неходячих больных на перевязки, делал всю тяжелую работу, а по ночам хоронил тех, кто умирал от ран. Там его и нарекли „контуженым“.

В госпитале познакомился с молодой девушкой — связисткой, которая после тяжелого ранения там лечилась. Но недолгим было их счастье, через одиннадцать лет жена умерла, оставив Егорыча одного, так как детей им Бог не дал. Да и какие могли быть дети, ведь на них обоих от ран живого места не было. Так и жил он бобылем. От государства и людей ничего не просил, медалями своими не хвастался, о подвигах не рассказывал. Жил тихо и скромно», — тихо закончила она. Похоронили его рядом с теми, кого он хоронил в сорок четвертом, в сорок пятом.

Не стало еще одного солдата — героя... Медали, фотографии, документы отец отнес в местный музей, где ко Дню Победы сделали еще один стенд, посвященный Ивану Егорычу Румянцеву.

В мае опять в городе отмечали праздник Победы. Но в этот год вся наша семья изменила долгую свою традицию и пошла туда, куда 60 лет в этот день ходил Иван Егорыч. А ходил он на городское кладбище, где в березовой роще лежат все те, кто был похоронен руками «контуженного», те, кто обрел вечный покой в нашей боготольской земле, те, кому мы обязаны жизнью.

Отец вытащил из военного мешка Егорыча фляжку с водкой, разлил по кружкам, стоящим на всех могилах солдат и у Ивана Егорыча. Мама нарезала маленькими ломтиками ржаной хлеб и накрыла ими кружки. Возле каждой могилы мы стояли молча и каждый думал о своем. Вдруг отец тихо произнес:

Отгремят салюты и парады,
Скажут речи громко, с чувством долга,
А потом забудут всех надолго,
Сколько их осталось, ветеранов?
Сколько их не стало слишком рано?
И сейчас никто не скажет точно, 
Сколько судеб разорвало в клочья.

Потом мы присели у могилы Ивана Егорыча... Отец поднял стакан, и я увидел, как ему трудно совладать с волнением. Когда ему это с трудом удалось, он сказал: «Я к тебе на кладбище пришел выпить за твою Победу». У меня сдавило горло. Слезы обиды душили меня, и я громко произнес: «Я к тебе тоже на кладбище приду, чтобы выпить за твою Победу».

Вот уж одиннадцатую весну мы верны традициям Ивана Егорыча Румянцева и радость Победы, и горечь утрат разделяем с теми, кто лежит с нашим дорогим ветераном.

Конечно, хорошо не просто поминать минутой молчания, но и творить молитву. Ведь сегодня смена политического строя в нашей стране позволила народу повернуться лицом к церкви и поминать по-христиански. И я думаю, что это позволит меняться сознанию людей в лучшую сторону. Но, увы, на это понадобится не один десяток лет. А так хочется дожить до этого и увидеть, как традиция поминовения вызывает добрые чувства у людей различной веры, смягчает сердца, помогает быть менее равнодушными к человеческому горю и благодарными всем тем, кто сложил голову за Отчизну.

Максим Драко,
средняя общеобразовательная школа № 6,
город Боготол,
конкурс сочинений «Место в истории», 2013 г.

Дата последнего изменения: 06.11.2014