Выберите категорию

×

Павел Федирко. Классик регионального развития

Своим развитием Красноярский край в значительной мере обязан той базе, которая была создана под руководством Павла Стефановича Федирко.

Павел Федирко (справа) и председатель СО АН СССР Гурий Марчук во время подписания договора между Академией наук и Норильским горно-металлургическим комбинатом. Красноярск, 1973 г. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края Павел Федирко (справа) и председатель СО АН СССР Гурий Марчук во время подписания договора между Академией наук и Норильским горно-металлургическим комбинатом. Красноярск, 1973 г. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края

Биография тех, кому судьба уготовила долгую жизнь, пересекает сразу несколько эпох. Те, к кому судьба особенно благосклонна, создают свою собственную эпоху. Наш герой как раз из них.

Времена брежневского застоя нередко называют временем правления стариков. Когда сорокалетний Павел Федирко встал у руля огромного Красноярского края, он оказался самым молодым из руководителей регионов во всем Советском Союзе. Кто знает, может быть, обычно несговорчивые, недоверчивые вышестоящие «старцы» были поражены неиссякаемой энергией, огромным количеством идей и конструктивной наглостью молодого руководителя? А может, почувствовали, что вот он — тот, который сможет, вытянет край, в ту пору считавшийся глухой сибирской провинцией, на новый уровень, раскроет все его возможности, почувствует перспективы, даст толчок развитию на много лет вперед.

Иногда случается, зритель настолько погружается в фильм, что время на экране для него становится тождественным реальному. Человек смотрит, и ему кажется, что прошло несколько часов. Фильм заканчивается, и выясняется, что минуло не более полутора. Подобное чувство возникает, когда смотришь на результаты пребывания Павла Стефановича Федирко на посту первого секретаря Красноярского крайкома КПСС. Он успел сделать для региона так много, что, кажется, руководил им в течение века. Не зря же период его руководства краем многие до сих пор называют «веком Федирко». Когда понимаешь, что все это получилось у Павла Стефановича за пятнадцать лет, не верится. Но тем не менее получилось.

Это сейчас Павел Стефанович говорит как будто шутя:

— Если бы я сейчас взялся все это выполнять, я, пожалуй, столько бы не сделал. Мне тогда было 40 лет, я никого наверху не боялся, ни с кем не считался, столько всего на себя брал, так рисковал, что в любой момент меня можно было снять, выгнать, даже посадить. Тогда было не до шуток, не до рефлексии — было слишком много дел.

Первый среди почетных

На совещании в «Красгеологии». Павел Федирко третий слева. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края. — Красноярск, 2010 На совещании в «Красгеологии». Павел Федирко третий слева. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края. — Красноярск, 2010

Павел Стефанович Федирко родился в 1932 году в станице Екатерининской Крыловского района Краснодарского края. В 1954 г., после окончания Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, приехал работать в Норильск. Путь будущего руководителя огромного края начинался с должности простого мастера паровозоремонтного завода. То было непростое время — кадров (особенно квалифицированных) не хватало, а план нужно было выполнить во что бы то ни стало. Спустя много лет Павел Стефанович вспоминал, как он выходил утром на длинные улицы Норильска и видел колонны людей, растягивающиеся на много километров. Это заключенные шли на работу.

— В моей бригаде было только двое вольнонаемных. Да и то мой помощник освободился буквально вчера. Непростой был контингент. Конечно, кто-то из освободившихся оставался — на Севере работа была. Кто-то уезжал, но возвращался уже по комсомольской путевке. Было чрезвычайно трудно, но это и закалило меня, научило мыслить и планировать все на много шагов вперед, стало моей школой жизни.

Школа жизни не оказалась напрасной: молодого мастера быстро заметили, а в его трудовой книжке начали стремительно заполняться новые графы: секретарь горкома комсомола, главный инженер и директор ремонтно-механического завода, первый заместитель председателя горисполкома... Окончательно на партийную работу Павел Стефанович пришел в 1962 г. — первым секретарем Игаркского горкома партии, потом секретарем парткома военной стройки «Ужур-4», заведующим отделом оборонной промышленности крайкома, первым и вторым секретарем Красноярского горкома партии. За это время накапливался жизненный и хозяйственный опыт, углублялось знание края и его экономической базы, вырабатывалась управленческая стратегия.

— Когда в 1964 году я стал заведующим оборонным отделом красноярского парткома, установка стратегических ракет у нас не ладилась. К нам приезжали самые разные люди — военные маршалы, инженеры, конструкторы, даже тогдашний министр обороны нанес визит. Со всеми общаться приходилось мне, и это стало для меня еще одной школой — я старался со всеми сработаться, найти общий язык, вместе отыскать какие-то новые решения.

Впоследствии это очень пригодилось. Большой край не должен был оставаться этаким дистрофичным великаном, фатально отстающим от соседей. Его мощь нужно было наращивать — и в промышленности, и в социальной сфере, и в культуре. У Федирко было огромное желание переломить ситуацию, справиться с огромным количеством существующих проблем. И в 1972 г. Павел Стефанович избран первым секретарем крайкома. Эпоха началась...

Пятнадцатилетняя эпоха

Павел Федирко (в центре) среди делегатов от Красноярского края на XXVII съезде КПСС. Москва, Кремль, 1986 г. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края. — Красноярск, 2010 Павел Федирко (в центре) среди делегатов от Красноярского края на XXVII съезде КПСС. Москва, Кремль, 1986 г. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края. — Красноярск, 2010

Вершина, покорением которой и обозначилось начало новой эпохи, — транспортный вопрос. Как только Федирко сел в кресло первого секретаря, одним из первых раздавшихся в его кабинете был звонок от министра авиации Бориса Павловича Бугаева, который сообщил о намерении прекратить воздушное сообщение с Красноярским краем. Совсем прекратить. Так называемый старый аэропорт в краевом центре располагался в здании, где ныне находится автовокзал. Взлетно-посадочная полоса там была слишком короткая для только что внедренных, сверхсовременных на тот момент воздушных судов Ту-154.

— Мало того что полосы разбега ему не хватало, — вспоминает Федирко, — сам взлет проходил прямо над центром города, а это было чревато вредными выбросами на жилую зону, рассеиванием выхлопных газов над городом. К тому же, если бы что-нибудь не в добрый час случилось, последствия могли бы быть катастрофическими. Я тогда попросил Бугаева не прекращать посылать к нам самолеты, пообещал построить современный аэропорт. Если бы мы тогда не выполнили эту задачу, не знаю, что бы теперь было с краем: современные самолеты просто не смогли бы у нас садиться. А тогда кроме Емельяново в общей сложности сорок аэропортов по краю построили, в каждый район можно было летать.

Но кроме самолетов есть еще и поезда. И с ними в Красноярском крае были проблемы. Раньше в крае было свое управление железной дороги, потом его объединили с другими регионами Восточной Сибири и перевели в Иркутск, где и распределяли вагоны по территориям. А в то время в крае существенно вырос объем грузоперевозок, став больше, чем где-либо на Иркутской железной дороге.

— За каждый вагон приходилось драться, работать было невозможно. Каждый рабочий день у меня начинался с того, что я звонил в Иркутск и требовал, требовал...

Очень скоро руководителю края это надоело, и он решил доказать необходимость возвращения нам железной дороги на самом высоком уровне — в ЦК. К счастью, в то время правой рукой Леонида Ильича Брежнева был наш земляк — уроженец Красноярского края Константин Устинович Черненко. Он сочувствовал, болел за нас, прекрасно понимая все нужды региона, где мог — старался поддержать. Павел Стефанович именно к нему пошел за помощью.

— Он мне сказал, что если дорогу дать только нам одним, могут поползти кривотолки. Решили дать еще кемеровчанам, которые, наверное, и не мечтали в то время об этом, да и сейчас, наверное, не догадываются о причинах такого подарка сверху... Разговор наш состоялся в конце декабря, а уже к новому году вышел приказ о создании красноярского и кемеровского отделений железной дороги.

Федирко удалось защитить в Госплане программу комплексного развития края. Утвердили вначале первую десятилетку — с 1971 по 1981 г., а потом и следующую — до 1991 г. Когда Павла Стефановича спрашивают о секрете его успехов, он говорит, что все достижения были бы невозможны без личного деятельного участия.

— Когда начинаешь решать какую-то задачу, если сам не поедешь разобраться с ней на месте, толку не жди. А если уж ты сам едешь, за тобой обязательно потянутся все нижестоящие руководители. А куда им деваться? А раз уж они там тоже были и все видели, с них и спрос будет другой. Когда задача решится, то они уже будут знать, в каком направлении им развивать успех, продолжать работу.

В этот период край достиг наивысшей точки своего развития не только по транспортным показателям. Заработали десятки крупных предприятий: Ачинский НПЗ и глиноземный комбинат, Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, «Крастяжмаш», Минусинский электротехнический комплекс, КраМЗ, Сосновоборский завод автоприцепов, «Сибволокно», Березовский угольный разрез, Краснокаменский и Ирбинский железные рудники... На предприятиях, построенных ранее, проводилась реконструкция, модернизировалось оборудование, промышленность края стала выходить на зарубежные рынки — продукция предприятий одного только Красноярска экспортировалась в более чем 60 стран.

Много населенных пунктов получили статус рабочих поселков — Дубинино, Большая Ирба, Зеленый Бор, Краснокаменск, Светлогорск... Росли и развивались города Шарыпово, Кодинск, Сосновоборск, Талнах, Лесосибирск, Саяногорск... Не остались без внимания и сферы спорта и культуры — были выстроены гостиницы, бассейны, музеи, стадионы, цирк, Дворец спорта, театры, концертные залы. Неправы те, кто полагает, что Федирко работал в этом направлении исключительно, что называется, «для престижу». Павел Стефанович понимал, что одной работой человек жить не может и место в жизни, которое должна заполнить культура, при ее отсутствии заполнит бескультурье. Искусство всегда улучшает человека. Вряд ли кому-то после, скажем, симфонического концерта захочется затевать пьяный дебош.

Время показало — в его проектах жители нуждались. С другой стороны, не было никаких преград для их реализации при должном подходе. Если Павел Стефанович оказывался в каком-нибудь уголке Советского Союза и видел что-то, что ему нравилось, он задавался резонным вопросом: а почему у нас этого нет?

— Как-то был в Риге, нас повели на экскурсию в Домский собор, мы как раз попали на концерт органной музыки. Мне очень понравилось. Стало обидно, что у нас не так: в то время в костеле располагалась телестудия и какие-то мастерские. Мы срочно решили построить здание для телевизионщиков, а в костеле сделать органный зал. Я взял это под личный контроль.

Потом наш герой загорелся идеей создания в крае института культуры. Но одного желания было мало — без разрешения ЦК о таком нельзя было и мечтать.

— Я пришел с этой идеей к Суслову, а он мне — да ты что, у нас этих институтов пруд пруди! Вон они и в Москве все газводой торгуют, а не культуру двигают. А я молодой был, наглый и начал с ним спорить. Вот они, говорю, в Москве газводой торгуют, а если бы их всех к нам перевезти, ничего бы и строить не пришлось, но они же не поедут. А талантов у нас в Сибири очень много. Суслов слушал-слушал, и я вижу, что уже убедил его, но ему ведь тоже отступать было нельзя. Он мне и говорит: «Ну что ты все институт культуры хочешь, давай уж сразу институт искусств откроем!» Я даже подпрыгнул от удивления — никогда бы не решился сразу о таком попросить.

Ценой невероятных усилий, но все же Павел Стефанович воплотил в жизнь свой грандиозный и беспрецедентный замысел одновременного создания с этим институтом в Красноярске театра оперы и балета и симфонического оркестра, концертных залов филармонии. Таким привычным нам кажется сегодня облик Красноярска с предмостными площадями по обоим берегам, с «небоскребом» Енисейского пароходства, архитектурным комплексом на Стрелке, Красной площадью, мостами Октябрьским и «777». Все это было построено в то время. Красноярск никогда не знал такого высокого уровня прироста населения, как в те пятнадцать лет: количество жителей выросло более чем на 240 тысяч человек. Вслед за этим росли и микрорайоны — Северный, Солнечный, Пашенный, Ветлужанка. Ежегодно в крае сдавали сотни тысяч квадратных метров жилья.

Естественно, такой рывок дался краю и лично его руководителю непросто. Федирко был не только потрясающим стратегом, но и подлинным дипломатом, тонким психологом — знатоком психологии московских чиновников, от которых очень многое зависело. Обаятельный, он мог расположить их к себе. Взвешенный и широко мыслящий, он умел аргументированно, умно и предельно вежливо изложить свои требования. Высокие лица считали его интересным и полезным собеседником — советские министры были частыми гостями в крае, и польза от этих визитов была весьма ощутимой.

В 1982 г. в Красноярске проходила V зимняя Спартакиада народов СССР. Павел Стефанович лично отстаивал в Москве идею проведения этого события. Город был готов принять гостей со всей страны. Приезжим москвичам в это верилось с трудом — казались нереальными сроки, в которые сдавались объекты. Для края это было значимое событие. В то время серьезно возрастала спортивная активность жителей, развивалась инфраструктура, велась пропаганда здорового образа жизни. Красноярцы могли прочитать лозунг, когда ехали по Коммунальному мосту: «Ты не мужчина, если у тебя нет штанги!». Строились спортивные объекты всем миром, помогали директора красноярских предприятий. Надо сказать, что не все включались в это дело охотно, многие вначале отказывались, но у Павла Стефановича всегда находились аргументы, способные переубедить их. В то время проверить ход подготовки к спартакиаде в Красноярск приехал председатель Госкомспорта Сергей Павлов. Он посетил объекты и не поверил, что их сдадут в указанный срок. Очевидцы вспоминают, что Федирко непринужденно уверил его в реальности планов:

— Вот увидите, мы вас еще на открытие пригласим!

Когда в Красноярске планировали строительство на проспекте Мира Дома политпросвещения, в здании которого сейчас находится краевой суд, рядом хотели построить обыкновенное общежитие для приезжавших из районов учиться на курсах политпроса. Но в столице края не было гостиницы, где можно было поселить высоких гостей, и было принято рискованное решение строить дом в ансамбле с гостиницей «Октябрьской».

Каждое дополнительное «украшательство», увеличение расходов на строительство, использование более дорогих материалов было строго функционально и обосновано. Для Федирко это не являлось признаком зарождающегося барства или способом потешить свое управленческое тщеславие. Все делалось в соответствии с известной поговоркой практичного английского народа: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

— Дом политпросвещения мы решили снаружи отделать мрамором, чтобы не запачкался. Изначально хотели снаружи отделать обыкновенной штукатуркой, но быстро поняли, что тогда виду никакого не будет. Потом это дошло до ЦК, и там возмутились — как так, мрамором и без нашего разрешения? Я им объяснил, что так бы мы затратили в десять раз больше денег. Потому что пришлось бы каждый год ремонтировать и обновлять фасад. А так здание хоть десять лет простоит как новенькое.

Стратегия самостоятельности

Павел Федирко в одной из поездок по краю, 1970-е гг. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края. — Красноярск, 2010 Павел Федирко в одной из поездок по краю, 1970-е гг. Источник: Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края. — Красноярск, 2010

Павел Стефанович Федирко понимал: для успешного существования края необходимо сделать его единым экономическим пространством. Обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно, не зависеть от соседей. Павел Стефанович вспоминает, как одно время край страдал от нехватки топлива, особенно в период сельскохозяйственных работ. Приходилось постоянно «выбивать» топливо в Ангарске. Эта проблема решилась с открытием Ачинского НПЗ.

Успехов добился край и в области сельского хозяйства — стал обеспечивать себя всеми видами продукции. Значительное увеличение сельхозпродукции в пригородных зонах Федирко определил в ряде насущных задач. По его инициативе было создано агропромышленное объединение «Красагроплодовощхоз», свиноводческие и молочные комплексы, птицефабрики и птицесовхозы. Наука и здравоохранение тоже не были обойдены вниманием этого руководителя. Был образован Красноярский филиал Сибирского отделения Академии наук, включающий более десятка институтов и отделов. Были введены в строй красноярская БСМП, тубдиспансер, кардиоцентр 20-й больницы, лечебный корпус краевой больницы, глазной центр, Институт медицинских проблем Севера, начато строительство госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны. Непосредственно Павел Стефанович занимался и строительством курорта «Красноярское Загорье».

Федирко был внимательным руководителем. Проблемы старался изучить лично, увидеть своими глазами. У Павла Стефановича была особенность, которую сегодня назвали бы причудой руководителя, но для него она была одним из способов эффективного руководства. Каждое утро, в любую погоду, он шел на работу пешком, делал большие крюки, обходил улицы, скверы, парк Горького, набережную. После таких прогулок рождались новые решения по благоустройству. Он любил Красноярск, старался каждый день, если не был в командировке, объезжать его. В то время это не заняло бы у него целый день, как при сегодняшних пробках. Рядом сидел помощник с тетрадью, в которую записывал все замечания руководителя, а потом доводил эти замечания до ответственных лиц. Павел Стефанович так вспоминает об этом:

— В понедельник утром я приходил на работу и сразу звонил и спрашивал про заделы у глав районов. И понимаю, что они мне начинают, мягко говоря, сказки рассказывать. А я ведь звоню не просто так, я до этого в выходные ездил и смотрел, что там у них происходит на строительстве дороги или на другой стройке какой-нибудь. Жена все время расстраивалась, что вместо того, чтобы поехать на природу, за город, как мы все время собирались, я тащил ее на какую-нибудь стройку. Часто случалось, что мы застревали на дороге, которая была не достроена или не отремонтирована. Зато местным руководителям потом мне было очень непросто очки втирать.

Федирко ценил при работе непосредственное общение с людьми — был лично знаком со многими рабочими, колхозниками, инженерами, всегда находил время для общения с ними, внимательно слушал, никогда не «давил авторитетом».

— У меня была такая традиция. Три раза в год (весной во время посевной, летом и осенью — во время уборочной) я садился в машину и ехал по всем районам, заезжая в каждый колхоз и совхоз. Встречался с руководством, смотрел, что там делается. Иногда они садились к нам прямо в машину, там мы проводили совещания, катаясь и осматривая их владения. У меня при себе уже заранее были все их показатели, они мне говорили одно, а я им отвечал, что знал: что у них поголовье уменьшается или надои снижаются. Тяжело было, но правилу этому я старался не изменять. Иногда неделю так катался, костюм потом можно было выбрасывать, но я всегда оставался доволен. Польза от таких поездок была огромная.

С грустью провожал Красноярский край Павла Стефановича в Москву, когда в 1987 г. он был избран председателем Центросоюза СССР — высшего координирующего органа потребительской кооперации. И там его ожидала сложная, продуктивная работа — много разных функций и задач выполняла одна эта организация, стоящая несколько обособленно от всей прочей экономики страны. Приходилось поднимать производство на разных заводах мясоперерабатывающей отрасли, создавать заготовительные производства, мобилизовать все ресурсы. Тогда как раз начала зарождаться городская кооперативная сеть, интенсивно стала развиваться торговля... Павел Стефанович руководил Центросоюзом СССР до самой его ликвидации в 1991 г. Потом некоторое время отдыхал после напряженного периода, работал в коммерческих структурах... Но не забыли его в крае. С 1999 г. он заместитель губернатора Красноярского края, начальник управления администрации края по взаимодействию с Правительством РФ и иными федеральными органами государственной власти. С 2001 до 2004 г. — представитель в Совете Федерации от администрации Красноярского края. А в мае 2004 г. Федирко назначен советником губернатора Красноярского края.

— Я не знаю, что бы я делал без Красноярского края. Свой путь я начинал в Норильске и потом неуклонно двигался на юг. Все я отдал краю, но и край мне отплатил: сделал меня тем, кто я есть, — говорит Павел Стефанович Федирко.

Он сохраняет с нашей землей прочные связи, являясь одним из виднейших представителей края в столице.

Дата последнего изменения: 25.12.2014

Источники

  1. Чанчикова, Ю. Т. Жизнь как история: почетные граждане Красноярского края / Ю. Т. Чанчикова, Л. И. Зольников. — Красноярск: Офсет, 2010. — 256 с.: ил.