Выберите категорию

×

Красноярский театр юного зрителя

Современные спектакли Театра юного зрителя интересны не только детям, но и взрослым.

Красноярский театр юного зрителя является краевым государственным автономным учреждением культуры. С самого первого дня существования театра его отличительной чертой стали проблемные, актуальные пьесы о жизни молодых людей. В последние годы театр вышел за рамки спектаклей для детей и молодежи — здесь ставятся постановки, адресованные и взрослому зрителю. ТЮЗ участвует в различных всероссийских фестивалях, среди которых «Золотая маска», «Театральный олимп», «Новосибирский транзит».

В конце июля 1964 г. в Красноярск приехала большая группа молодых актеров — выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии: Николай Олялин, Лариса Малеванная, Николай Королев, Лев Бриллиантов, Юрий Затравкин, Валерий Косой и другие. С ними приехали режиссеры В. И. Галашин, Г. М. Опорков и В. П. Дорин. 7 декабря 1964 г. в Доме культуры им. Владимира Маяковского на правом берегу Енисея торжественно открылся краевой Театр юного зрителя им. Ленинского комсомола.

Среди первых постановок Красноярского ТЮЗа были сказка К. Гоцци «Ворон»» (режиссер В. Доронин), «Моя старшая сестра» А. Володина (режиссер Г. Опорков), «Океан» А. Штейна (режиссеры В. Галашин, Л. Малеванная), «Вор в раю» (режиссер Г. Опорков), «Мой бедный Марат» А. Арбузова (режиссер Л. Малеванная), «Продолжение легенды» А. Кузнецова (режиссер В. Галашин).

Весной в 1965 г. театр возглавил И. Р. Штокбант, заявивший о себе как о талантливом режиссере первым же спектаклем «Красноярская баллада». В этот же период вышли спектакли «Слуга двух господ» К. Гольдони (режиссер Г. Опорков), «Ревизор» Н. Гоголя (режиссер И. Штокбант), «Глоток свободы» Б. Окуджавы (режиссер И. Штокбант).

У театра появилась своя тема — утверждение гражданского начала в молодом человеке. В этот период спектакли красноярцев приезжали смотреть московские критики, отмечавшие смелость и мастерство. Специалисты выделяли актрису Ларису Малеванную в ролях Нади («Моя старшая сестра»), Нинуччи («Вор в раю») и Жанны д’Арк («Жаворонок»).

В 1968 г. театр возглавил Ю. Мочалов. В это время в репертуар попадали пьесы, которые прежде никто не ставил на советской сцене либо ставили очень редко: «Питер Пен» Дж. Барри, «Фрол Скобеев» Д. Аверкиева, «Республика на колесах» Я. Мамонтова и другие.

Не менее яркий период творческой деятельности театра связан с именем К. Гинкаса, руководившего им с 1970 по 1972 г. Основная тема театра в это время — становление личности на крупных изломах жизненного пути, в эпоху потрясений. Спектакли этого периода: «451 градусов по Фаренгейту» Р. Бредбери (К. Гинкас), «Кража» В. Астафьева (К. Гинкас), «Гамлет» У. Шекспира (К. Гинкас), «Сотворившая чудо» У. Гибсона (Г. Яновская).

Осенью 1972 г. в театр пришел новый главный режиссер А. Попов, который отдал Красноярскому ТЮЗу семь лет и прошел вместе с ним длинный и трудный путь — от начинающего режиссера до зрелого мастера, удостоенного в 1979 г. звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Главные удачи А. Попова связаны с постановкой классических произведений — «Гроза» А. Островского, «Тартюф» Мольера, «Ромео и Джульетта» Шекспира. Работы А. Попова в Красноярском ТЮЗе получили всесоюзное признание. Спектакль «Власть тьмы» в числе лучших был представлен в ноябре 1978 г. в Туле на заключительном показе театрального фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. Жюри наградило дипломами режиссера А. Попова, художника В. Копыловского, актеров А. Каткова, А. Ушакова, А. Новоселова, И. Аристахову.

В 1980 г. театр возглавил выпускник Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского Александр Каневский. Вместе с ним в театр пришли главный художник Олег Фирер и Елена Тутова, обучавшаяся искусству режиссуры в ГИТИСе. Александр Каневский был удостоен премии Министерства культуры СССР за создание спектакля «Сирано де Бержерак», который по итогам Всесоюзного фестиваля ТЮЗов в 1981 г. был отмечен в числе лучших. Мюзикл «Тимур против Квакина» (постановка А. Попова) в 1980 г. на Всесоюзном фестивале в Москве в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина был признан лучшим спектаклем года для подростков. Режиссерским кредо А. Каневского была тема стремления молодого человека к нравственному максимализму. Эта задача требовала постоянного поиска нового театрального языка. В этот период родились спектакли «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Не грусти, Шишок» А. Александрова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Великий маленький король» И. Кульмовой, «Лети все горе прочь!» А. Кузнецова и И. Туманян.

В разные годы главными режиссерами театра были Анатолий Ерин, Юрий Копылов, Владимир Ветрогонов, Владимир Берзин.

В 2001 г. от удара молнии в театре случился пожар, который вывел из строя все здание. Начался затяжной ремонт. Благодаря поддержке спонсоров была в срочном порядке оборудована альтернативная сцена на 90 мест. Более пяти лет Красноярский ТЮЗ находился в состоянии ремонта, но даже в этот сложный период в театре выпускали премьеры.

9 октября 2009 г. ТЮЗ открыл 45-й театральный сезон самой массовой за всю историю театра постановкой — «Принц и нищий» Андрея Няньчука, где была занята вся труппа из 40 человек.

В июне 2011 г. Красноярский театр юного зрителя получил Гран-при фестиваля «Театральный олимп» и диплом жюри фестиваля «За прорыв».

С сентября 2011 г. Красноярский театр юного зрителя возглавляет Роман Николаевич Феодори, выпускник петербуржской театральной школы.

Одним из перспективных проектов ТЮЗа является лаборатория-фестиваль современной драматургии и молодой режиссуры «Вешалка». Первая лаборатория состоялась в начале осени 2011 г. В ней театр предлагает своим зрителям стать не только наблюдателями, но и соучастниками увлекательного творческого процесса. «Вешалка» дает возможность пригласить сразу несколько новых постановщиков, познакомить их с труппой и всем вместе поэкспериментировать с пьесами незнакомых драматургов, на практике опробовать, насколько этот материал созвучен и театру, и зрителям. Сначала режиссеры и театр вместе выбирают пьесы, потом режиссеры приезжают и три дня репетируют с актерами. После чего постановочные эскизы представляют публике и совместно обсуждают увиденное. Каждый зритель может проголосовать за наиболее понравившийся ему эскиз. Лучшие из них по результатам голосования будут доработаны и войдут в репертуар театра в качестве полноценных спектаклей. Так была дана жизнь спектаклю «Ипотека и Вера, мать ее», который уже поучаствовал в таких серьезных фестивалях, как «Ново-Сибирский транзит» и «Золотая маска».

Художественный руководитель проекта — известный российский театральный деятель О. С. Лоевский, инициатор множества лабораторий в театрах всей страны.

Красноярский театр юного зрителя расположен по адресу: 660025, г. Красноярск, ул. Вавилова, 25. Сайт: ktyz.ru.

Дата последнего изменения: 02.10.2014

Шкала времени