Выберите категорию

×

Енисейское речное пароходство

Енисейское речное пароходство обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом — около 650 судов общей грузоподъемностью порядка 680 тыс. тонн.

Теплоход «Механик Руденко». Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Теплоход «Механик Руденко». Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

ОАО «Енисейское речное пароходство» является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом — около 650 судов общей грузоподъемностью порядка 680 тыс. т. Основным заказчиком и держателем контрольного пакета акций предприятия является ОАО «ГМК „Норильский никель“».

ОАО «Енисейское речное пароходство» располагает судостроительными и судоремонтными предприятиями, которые обеспечивают полный производственный цикл. География перевозок значительна — от Абакана до Диксона. Деятельность Енисейского пароходства простирается на территории Эвенкии, Таймыра и Хакасии.

История

Красноярск, старая пристань, 1898 г. Фото предоставлено Государственным архивом Красноярского края Красноярск, старая пристань, 1898 г. Фото предоставлено Государственным архивом Красноярского края

Начало паровому судоходству на Енисее было положено в 1863 г., когда в Енисейске был построен пароход «Енисей». В тот же год он выполнил два рейса с баржами в низовья Енисея. Однако на государственном уровне интерес к Енисею как к транспортной магистрали проявился позже — с созданием в 1905 г. государственного пароходства. Тогда на Енисей пришли построенные в Германии пароходы «Енисейск», «Минусинск», «Красноярск», «Туруханск», «Лена», «Ангара» и девять лихтеров. На базе этой флотилии в мае 1907 г. было образовано Срочно-казенное пароходство на реке Енисей.

В 1918 г., в соответствии с декретом о национализации флота, судоремонтных предприятий и пристаней, на Енисее было образовано Енисейское национальное пароходство. Было национализировано и передано в состав пароходства 30 пароходов, 12 паровых катеров, 6 моторных катеров, один земснаряд, 10 лихтеров, один несамоходный рефрижератор и 56 деревянных барж.

В июне 1918 г., после мятежа чехословацкого корпуса, советская власть организовала поход речных судов для эвакуации из Красноярска на Север партийных и советских работников, отряда красноармейцев и роты латышских стрелков. Общая численность эвакуируемых составляла более 400 человек. Экспедиция была настигнута колчаковцами в Туруханске, где практически все эвакуируемые были уничтожены.

1920-е гг. были знаменательны восстановлением существующего флота и освоением новых судоходных путей. Так, в 1920 г. была организована и успешно проведена на Север первая экспедиция речных судов с хлебными грузами для голодающих в районах Центральной России. В 1921 г. в составе хлебной экспедиции на Усть-Порт участвовало три парохода и восемь барж, на которых было доставлено для перегрузки на морские суда более 2,5 т хлеба. Ежегодные экспедиции речных судов до Усть-Порта получили название Карских. Они продолжались до 1929 г., когда начал работать Игарский порт.

Управление флотом, обустройство реки после гражданской войны были возложены на Енисейское районное управление водных путей — Рупвод. Оно подчинялось комиссии Главвода в городе Омске. В 1923 г. Советом труда и обороны были образованы пароходства, в том числе Западно-Сибирское, куда вошел Енисейский флот.

30 января 1931 г. был образован Народный комиссариат водного транспорта — Наркомвод — для централизованного управления морским и речным флотом. В его составе были созданы 15 речных пароходств, в том числе Енисейское. К этому времени пароходство перевозило 134,8 тыс. т грузов: хлеб, лес, каменный уголь.

В начале 1930-х гг. ходили Пясинские караваны груженых судов на Валек — первая грузовая площадка для будущего Норильского комбината. Началось строительство Игарки с комбинатом и морским портом, спуск плотов с Ангары на Игарку и Дудинку, транспортное освоение верховьев Енисея от Минусинска до Кызыла. В 1930 г. был образован Красноярский техникум водных путей сообщения.

Знаменательным событием в истории Енисейского пароходства является освоение Подкаменной Тунгуски, Ангары, Елогуя, Каса, Сыма, Большой Хеты, Хантайки, Курейки.

В 1958 г. на Енисее был проведен первый рекламно-туристический рейс. В нем приняли участие писатели, журналисты, художники со всей страны. Этот рейс положил начало массовому водному туризму по Енисею и ежегодным «Красноярским встречам» творческой интеллигенции.

На Енисее при участии речников было снято около десяти художественных фильмов. Среди них «Хозяин тайги», «На диком бреге», «Мой папа капитан», «Негасимое пламя», документальная повесть «Всему свой час».

В 1970-е гг. флот пароходства пополнился современными большегрузными судами и буксирами-толкачами типа ОТ-2000, теплоходами «Волго-Доны», «Волгонефти», «Волго-Балты», «Ленанефти», «Сибирские», «Омские», ледоколами «Капитан Чечкин» и «Капитан Мецайк», теплоходом «Антон Чехов», плавзаводами, доками. В эти годы велось массовое строительство флота для Ангары на Красноярской судоверфи и барж грузоподъемностью 3 000 т для секционных составов на Красноярском судостроительном заводе. Введены в эксплуатацию Лесосибирский речной порт, грузовой район Песчанка, речной порт в Кызыле. Построены очистные сооружения, системы водоснабжения, отопления, выполнено благоустройство поселка речников Подтесово. Высокими темпами строилось жилье, школы, детские сады в Подтесово и Павловщине. За счет средств капитального ремонта построены цеха в Павловщине, Ермолаево, Минусинске, причалы в Игарке.

Объем перевозок в 1984 г. по отношению к 1970 г. вырос в 1,8 раза. Стоимость основных производственных фондов увеличилась в 2,7 раза, оборудование портов — в три раза.

Караван с оборудованием для Саяно-Шушенской ГЭС. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Караван с оборудованием для Саяно-Шушенской ГЭС. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

В начале 1990-х годов предприятие было акционировано и преобразовано в АООТ «Енисейское речное пароходство». В это время объемы перевозок в Енисейском бассейне падали, клиентура была неплатежеспособной, поэтому в работе была задействована только третья часть флота. В итоге предприятие поставили на учет в Комитете по несостоятельности и банкротству. Выход искали в перегоне флота для работы на Балтийском, Черном и Средиземном морях. Проводили сокращение расходов, начали резервирование зарплаты, прекратили приобретение запасных частей для флота, который ремонтировали за счет судов, не введенных в эксплуатацию.

В 1996 г. за пределами Енисейского бассейна работало уже 21 судно. За счет валютных поступлений гасились налоги, частично долги по зарплате. Основным видом расчетов с клиентурой был бартер: круглый лес, топливо, неликвиды и долговые векселя Норильского комбината и др.

Уже в начале 1997 г. Енисейское пароходство было снято с учета по банкротству и получило международное признание — ему вручили знак «Факел Бирмингема», учрежденный комитетом «Партнерство ради прогресса» — за выживаемость в условиях жесточайшего кризиса.

К началу третьего тысячелетия ОАО «Енисейское речное пароходство» стало одной из успешных судоходных компаний страны. Предприятие было удостоено международного приза «Хрустальная Ника». На федеральном рынке ценных бумаг аналитики спрогнозировали удачные перспективы развития Енисейского пароходства, и, соответственно, возрос интерес к его акциям. На этом фоне выделились два супергиганта — НК «Лукойл» и ОАО «ГМК „Норильский никель“». В острой борьбе за контрольный пакет акций пароходства победил «Норильский никель».

В течение 2000-х гг. предприятие окончательно оправилось от кризиса. В 2011 г. пароходством был осуществлен рекордный завоз груза на Ванкорское нефтегазовое месторождение — 650 тыс. т, за что предприятие удостоилось высокой оценки премьер-министра правительства РФ В. В. Путина, а генеральный директор и лучшие капитаны были награждены государственными наградами.

По данным Росстата, Енисейское пароходство было признано самым интенсивно развивающимся предприятием внутреннего водного транспорта России в 2011 г. А по результатам работы за 2012 г. пароходство получило высокое звание «Лидер отрасли — 2012». В 2013 г. пароходство было признано «Предприятием года». Дочернее предприятие — Лесосибирский порт — удостоилось награды Росморречфлота как лучший порт России.

Фильм «Водный путь» из цикла программ «Край без окраин», 2012 г. Авторы: Максим Упиров, Андрей Панкрац, Андрей Шалаков, Вадим Кравченко, Геннадий Капличенко, Павел Попов. Видео предоставлено КГТК «Енисей».

Для эффективного управления обширным производственно-эксплуатационным комплексом компания обладает развитой структурой филиалов и представительств, которая включает:

— районные управления, производственные участки и представительства в Стрелке, Игарке и Дудинке. Они обеспечивают постоянное присутствие компании в основных узлах транспортной инфраструктуры региона;

— четыре базы ремонта и отстоя флота в Красноярске, Ермолаево, Павловщине и Подтесово;

— независимые с точки зрения обеспечения основной деятельности пароходства производственные предприятия существуют в виде самостоятельных акционерных обществ: ОАО «Красноярский речной порт» и ОАО «Лесосибирский порт».

Кроме того, в Красноярске часть крупного судоремонта и строительство новых судов передано аффилированному предприятию пароходства — ОАО «Красноярская судостроительная верфь».

В 2004 г. была утверждена концепция развития предприятия до 2015 г. Основными направлениями развития пароходства обозначены увеличение грузовой базы, а также модернизация имеющегося и активное строительство нового флота. До 2015 г. планируется построить 50 судов.

Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Бограда, 15. Сайт: e-river.ru.

Дата последнего изменения: 25.09.2014

Шкала времени

Источники

  1. Министерство транспорта Красноярского края.
  2. Официальный сайт Енисейского речного пароходства.