Выберите категорию

×

Красноярский речной порт

Основная функция порта в структуре холдинга — обработка грузопотоков в бассейне Среднего Енисея.

Красноярский речной порт. Источник: официальный сайт ОАО «Красноярский речной порт», www.krasrp.ru Красноярский речной порт. Источник: официальный сайт ОАО «Красноярский речной порт», www.krasrp.ru

Основная специализация ОАО «Красноярский речной порт» — перевалка и хранение всех видов грузов. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность переваливать грузы на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт. Материально-техническая база Красноярского порта позволяет выполнять любые погрузочно-разгрузочные работы с грузами массой до 200 т.

Красноярский речной порт. Источник: официальный сайт ОАО «Красноярский речной порт», www.krasrp.ru Красноярский речной порт. Источник: официальный сайт ОАО «Красноярский речной порт», www.krasrp.ru

Началом истории Красноярского речного порта следует считать отведение городской управой в 1882 г. на левом берегу Енисея земельного участка для причаливания судов — место будущего речного вокзала. В том же году здесь встречали первый пароход «Москва». Спустя некоторое время на выделенном управой участке купцы построили склады для хранения грузов, причал.

Однако официальной датой рождения Красноярского речного порта считается 4 апреля 1934 г., когда приказом начальника пароходства Красноярская пристань была преобразована в Красноярский речной порт первого разряда. В состав порта вошли причалы, разбросанные по всей акватории Енисея в пределах Красноярска: пристани № 1, 2, 3, 4, базы «Енисей», «Конный остров», «Злобино», «Шпалопропитка», «Лесоэкспортная площадка». Кроме того, к порту были приписаны причалы клиентуры — Лалетино, Мелькомбинат, Базаиха, Атаманово, а также 19 пароходов, три баржи, два лесовоза, паромы и два глиссирующих теплохода с невиданной для тех времен скоростью 30—32 км/час — «водяные трамваи», как их называли в городе. Управление порта более 20 лет находилось на левом берегу по улице Дубровинского.

Изначально предприятие почти не имело механизации. Во время навигации в красноярском порту работало от 16 до 20 бригад грузчиков численностью 20—30 человек, и весь груз перерабатывался ими вручную с использованием малой механизации: тачек, тележек, носилок, горбуш и ленточного транспортера. Помимо переработки грузов порт занимался перевозкой пассажиров на пригородных и транзитных линиях.

В годы Великой Отечественной войны началось ускоренное строительство Норильского горно-металлургического комбината, и в связи с этим значительно возрос поток грузов на север и обратно. Предполагалось, что грузооборот предприятия достигнет 500 тыс. т. Так как существовавший Красноярский речной порт не справлялся с такими объемами переработки грузов, в 1942 г. Норильский комбинат начал строительство нового порта на правом берегу Енисея.

Комбинату отвели земельный участок на правом берегу Енисея в районе станции Злобино (почти напротив Красноярского порта). Протяженность участка приближалась к 1,5 км. «Норильскстрой» возводил порт, и появлявшиеся новые производственные мощности сразу шли в работу. Погрузка и разгрузка велась на обоих берегах Енисея.

В 1952 г. вступил в эксплуатацию речной вокзал Красноярского порта. Модель вокзала в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе получила серебряную медаль и почетную грамоту.

В 1956 г. постановлением Совнаркома СССР порт Норильского комбината со всей техникой, постройками и сооружениями был передан на баланс Енисейского речного пароходства. В том же году произошло объединение Красноярского порта и порта Норильского комбината, имеющего высокий по тем временам уровень механизации, капитальное складское хозяйство, подъездные железнодорожные пути. Речной порт левобережья преобразовался в «Городской участок порта». В 1957 г. на его территории была образована транспортно-экспедиторская контора, которая занималась контейнерными перевозками.

Коллектив порта многие годы плодотворно трудился и заслужил высокую оценку — в 1966 г. за достигнутые успехи в выполнении заданий по переработке грузов и внедрение комплексной механизации порт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году был образован гравийный грузовой район Красноярского порта, а к 1986 г. в эксплуатации на районе находился 21 плавкран.

С января 1986 г. порт начал работать в новых условиях хозяйствования, а с января 1988 г. перешел на полный хозяйственный расчет. В 1990 г. объемы переработки грузов порта превысили 19,5 млн т. Для выполнения производственных задач порт имел тогда следующую технику: 54 портальных крана, 17 плавучих кранов, 5 кранов на пневмоходу, 132 автопогрузчика, 26 электропогрузчиков, 4 земснаряда, 3 автокрана, 4 экскаватора, 68 транспортных автомобилей.

В сентябре 1993 г. ГП «Красноярский речной порт» было преобразовано в ДАО «КРП». В этом же году произошло акционирование предприятия, и Красноярский порт вошел в структуру дочерних предприятий ОАО «Енисейское речное пароходство».

Красноярский речной порт. Источник: официальный сайт ОАО «Красноярский речной порт», www.krasrp.ru Красноярский речной порт. Источник: официальный сайт ОАО «Красноярский речной порт», www.krasrp.ru

Сегодня ОАО «Красноярский речной порт» является дочерним предприятием ОАО «Енисейское речное пароходство». Основная функция порта в структуре холдинга — обработка грузопотоков в бассейне Среднего Енисея. Особенность порта в том, что он расположен на пересечении двух главных транспортных магистралей региона: железнодорожной (Транссиб) и водной (Енисей). Кроме того, подъездные автомобильные пути связывают предприятие с федеральной трассой «Байкал» (М53). Это позволяет Красноярскому порту перерабатывать грузы смешанного сообщения — автомобильного, водного, железнодорожного, и делает его одним из основных перевалочных узлов будущего Красноярского мультимодального транспортно-логистического центра. Красноярский речной порт является портом общего пользования, то есть обслуживает любых клиентов, принимает к переработке все виды грузов и предоставляет полный пакет услуг: погрузочно-разгрузочные работы, хранение, накопление и перевозку грузов речными судами.

На данный момент основной тип грузов, перерабатываемых на причалах ОАО «КРП», — контейнеры. Контейнерный парк предприятия самый большой среди портов Сибири: около 1 тыс. двадцатитонных контейнеров, почти 200 пятитонных и более 1,5 тыс. трехтонных. Для обслуживания контейнерного парка порт располагает достаточным количеством техники малой механизации: специализированными автопогрузчиками для переработки крупнотоннажных контейнеров, а также авто- и электропогрузчиками.

Часть обрабатываемых портом объемов — это так называемые грузы социального значения: переработка тарно-штучных грузов, поставляемых в Эвенкийский автономный округ в рамках «северного завоза». По линии госзаказа через порт перевозят в основном оборудование, стройматериалы, продовольственные товары.

ОАО «КРП» располагает тремя крупными грузовыми районами, специализирующимися на конкретных видах грузов:

  • Злобино — предназначен для переработки тарно-штучных и ценных грузов;
  • Енисей — выполняет задачи по переработке навалочных и химических грузов;
  • Песчанка — перерабатывает тяжеловесные грузы (до 200 т).

Пропускная способность порта составляет около 4 млн т, в последние годы объемы перевалки приближаются к 1,3 млн т в год.

Кроме того, красноярский порт является еще и производственным предприятием — добывает песчано-гравийную смесь и выполняет гидротехнические работы. Специальный гравийный район предприятия производит высококачественный продукт в виде мытого строительного песка и сортированного гравия, из которого изготавливают высококачественный щебень.

Специализированная плавучая станция, 7 плавучих кранов грузоподъемностью 5 и 16 т, собственный флот (буксирный и несамоходный) позволяют Красноярскому порту перерабатывать до 16 млн т песчано-гравийной смеси в год. В последние годы объемы добычи находятся в пределах 150 тыс. т чистого песка и 600 тыс. т сортированного гравия. Нерудные строительные материалы речной порт реализует как на внутреннем рынке Красноярска, так и за его пределами.

В ОАО «Красноярский речной порт» трудится около 700 человек. Большая часть персонала — профессиональные бригады докеров-механизаторов. Коллектив предприятия славится династиями портовиков.

Адрес: 660059, город Красноярск, ул. Коммунальная, 2.

Дата последнего изменения: 25.09.2014

Шкала времени

Источники

  1. Официальный сайт Енисейского речного пароходства.
  2. Министерство транспорта Красноярского края.