Выберите категорию

×

Красноярский судоремонтный центр

На круглогодичном техническом обслуживании Красноярского судоремонтного центра находится более 150 судов Енисейского речного пароходства.

У плавмастерских КСЦ. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru У плавмастерских КСЦ. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

Красноярский затон (1909 г.), Государственный затон и мастерские (1918 г.), Красноярская судоверфь (1928 г.), судостроительный отдел завода «Красмашстрой» (1933 г.), Красноярский судоремонтный завод (1956 г.), ОАО «Красноярский судоремонтный завод» (1994 г.), ОАО «Красноярский судоремонтный центр» (с 2006 г.).

ОАО «Красноярский судоремонтный центр» (ранее Красноярский судоремонтный завод) — предприятие, специализирующееся на ремонте, отстое и обслуживании флота Енисейского пароходства, а также судов компании, заходящих в Красноярский затон на навигационный ремонт. Красноярский судоремонтный центр расположен в центре Красноярска, в затоне на правом берегу реки Енисей. Это вторая по величине база флота в Енисейском речном бассейне после Подтесовской РЭБ.

Самоходный грузовой и нефтеналивной флот Енисейского пароходства на Красноярской базе флота ранней весной. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Самоходный грузовой и нефтеналивной флот Енисейского пароходства на Красноярской базе флота ранней весной. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

История Красноярского судоремонтного завода началась в 1908 г. В то время на Енисее часто возникали заторы льда: наступал резкий подъем воды, лед с шумом вытеснялся на берега, и это становилось опасным для отстаивающегося флота у берегов реки. Возникла острая необходимость строительства капитального затона в районе Красноярска, где суда могли бы зимовать и ремонтироваться, не подвергаясь риску во время ледохода. Министерство путей сообщения России приняло решение поручить Томскому водному округу разработать проект и провести изыскания в районе Красноярска по устройству безопасного места отстоя судов.

4 марта 1908 г. в Красноярске состоялось заседание городской думы, на котором было решено строить затон у правого берега, в Абаканской протоке, ниже деревни Перевозинской. Жители Перевозинской, Торгашино, Ладейской откликнулись на призыв руководства стройки помочь в возведении дамбы. После определения объема дноуглубительных работ в акватории будущего затона, изыскания средств для строительства защитной дамбы в июне 1909 г. к работе приступила землечерпательная машина «Сибирская-3», заведовал которой Александр Викторович Телегин, ставший впоследствии первым директором верфи.

Крестьяне заготавливали в тайге листвяжные бревна для свай, прутья для укрепления откосов ограждающей дамбы. И 7 сентября 1909 г. газета «Сибирский вестник» торжественно сообщила читателям, что «к окончанию навигации 1909 года земляные работы по насыпке защитной дамбы нового затона фактически закончены, и начнется работа по облицовке ее камнями». В 1909—1910 гг. в затоне был организован ремонтно-отстойный пункт и первая зимовка 26 судов Срочного казенного пароходства.

Летом 1910 г. углубили дно и расширили акваторию затона. В 1914 г. в затоне могли отстаиваться и ремонтироваться в межнавигационный период уже десятки судов, а в 1917 г. — около ста единиц самоходного и несамоходного флота.

К 1917 г. в затоне было построено около 30 деревянных зданий, в которых находились различные мастерские, склады, общежитие для одиноких и жилье барачного типа для семейных. Шло и техническое оснащение затона — построили литейный цех, кузницу, появились токарные станки. В 1918 г., согласно решению губисполкома, было организовано Енисейское национальное пароходство, и Красноярский затон получил название «Государственный затон и мастерские».

Сюжет «Сорок лет в строю. Николай Алексеевич Петрухин — рабочий судоремонтного завода рассказывает о своей работе на заводе, на котором отработал 40 лет», 1966 г. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск».

С 1926 по 1936 г. на заводе были спроектированы и построены мелкосидящий буксир для работы в период мелководья на реках, катера с дистанционным управлением двигателем из рубки по заказу Красноярского управления «Главзолото», речные трамваи. Были построены паровые суда «М. Горький», «Н. Островский», «Вейнбаум», «А. Пушкин» (1936 г.), пассажирские теплоходы «С. Киров» (1939 г.) и «С. Орджоникидзе» (1940 г.).

В 1941 г. на фронт с завода было призвано 499 человек, за все годы войны — свыше одной тысячи речников Енисея. Вместо ушедших мужчин к станкам встали их сыновья, дочери, жены. Обучение проводилось в кратчайшие сроки, цеха работали круглосуточно, без выходных. Завод выпускал противопехотные мины и речные бронекатера.

В 1950-е гг. были построены 17 металлических нефтеналивных и сухогрузных барж общей грузоподъемностью 3 174 т. В 1956 г. при организации совнархозов красноярские заводы — судоремонтный и судостроительный — были объединены. Однако это не принесло успеха, и в 1958 г. заводы стали снова самостоятельными. В том же году на баланс Красноярского судоремонтного завода управлением Енисейского пароходства было передано 132 единицы флота.

В 1977 г. возможности ремонта судов значительно расширились. В Красноярск из Клайпеды поступил новый плавучий док. Теперь любое судно в груженом или порожнем состоянии можно было поднимать в док для осмотра или ремонта подводной части и винторулевого комплекса. В 1982 г. буксир-спасатель «Юрий Лисянский» Северным морским путем привел в Дудинку второй док для пароходства. Проблема ремонта подводной части всего флота предприятия была решена.

В 1977 г. на заводе построен головной буксир-толкач проекта Р-45. Таких судов построено шесть, и все они переданы Красноярскому порту для работы на местных гравийных линиях. В это же время на судоремзаводе приступили к сборке плавкранов грузоподъемностью 16 и 5 т. Секции плавкранов готовили на заводе «Теплоход» и железной дорогой поставляли в Красноярск. Краны поступали в пароходство, порты, на предприятия лесной отрасли, геологоразведчикам и другим структурам.

В 1994 г. Красноярский судоремонтный завод акционировали и он вошел в состав Енисейского пароходства на правах дочернего предприятия. В этом же году пароходство выделило из структуры завода самостоятельную производственную единицу — Красноярскую базу флота. В 2006 г. произошло объединение Красноярской базы флота с частью производственных мощностей и площадей Красноярского судоремонтного завода и был образован новый филиал Енисейского пароходства — Красноярский судоремонтный центр.

Зимний отстой пассажирских дизель-электроходов в затоне Красноярской базы флота Енисейского пароходства. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Зимний отстой пассажирских дизель-электроходов в затоне Красноярской базы флота Енисейского пароходства. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

В настоящее время на техническом обслуживании Красноярского судоремонтного центра находится более 150 судов Енисейского пароходства. В основном это самоходные суда: буксиры-толкачи, грузовой сухогрузный флот, нефтеналивные танкеры, вспомогательные суда, пассажирский водоизмещающий флот (дизель-электроходы), суда на подводных крыльях и глиссирующий флот. На КСЦ также базируется уникальный дизель-электроход «Енисей», спроектированный и построенный специально для подъема судов в Казачинском пороге реки Енисея.

Незамерзающий в районе Красноярска Енисей позволяет круглогодично осуществлять техническое обслуживание и ремонт судов в доках. Летом на КСЦ идет навигационный ремонт и профилактика самоходных судов.

Для технического обслуживания, ремонта и отстоя флота у Красноярского судоремонтного центра имеется вся необходимая инфраструктура: цех эксплуатации флота, две производственные плавучие мастерские, участок по ремонту двигателей крылатого флота, электрорадионавигационная камера, теплотехническая лаборатория, станция испытания спасательных средств, деревообрабатывающий участок, складские помещения для хранения товарно-материальных ценностей.

Кроме того, Красноярский судоремонтный центр Енисейского пароходства — единственное предприятие в Енисейском бассейне, имеющее право на освидетельствование спасательных плотов типа ПСН и ПСВ. Станция испытания спасательных средств предоставляет услуги по переукладке плотов, испытанию спасательных жилетов и кругов сторонним организациям.

В теплотехнической лаборатории Красноярского судоремонтного центра производят анализ отработанного моторного масла и использованного дизельного топлива для того, чтобы выяснить, можно ли продлить ресурс нефтесодержащих продуктов, проводится экспертиза металлов и сплавов.

Ремонтные работы в КСЦ. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Ремонтные работы в КСЦ. Источник: официальный сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

Еще одно из направлений работы судоремонтного центра — обновление радионавигационного оборудования на судах Енисейского пароходства. Специалисты электрорадионавигационной камеры базы флота устанавливают и настраивают системы спутниковой связи Inmarsat и навигационное оборудование «Картографическая карта» (электронный прокладчик курса со спутниковым компасом). Новое навигационное оборудование и спутниковая связь уже функционируют практически на всех судах Енисейского пароходства, работающих на линии Красноярск — Дудинка и находящихся на техобслуживании центра.

На предприятии трудится около 1 080 человек. Ежегодно в весенние месяцы предприятие принимает на временную работу на период навигации 150—200 курсантов Красноярского командного речного училища и других специализированных учебных заведений.

Красноярский судоремонтный центр расположен по адресу: 660010, Красноярский край, город Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 150.

Дата последнего изменения: 25.09.2014

Шкала времени

Источники

  1. Булава, И. А. Енисей — река жизни. — Красноярск: Сибирские промыслы, 2005. — 304 с.
  2. Удович, В. П. Красноярский судоремонтный: время, события, люди завода. — Красноярск, 1999.
  3. Официальный сайт Енисейского речного пароходства.