Выберите категорию

×

Подтёсовская ремонтно-эксплуатационная база флота

Подтесовская ремонтно-эксплуатационная база флота позволяет отстаивать и ремонтировать более 350 судов Енисейского речного пароходства.

Подтесовская РЭБ Енисейского пароходства, южная часть затона и Большой Кекурский остров. Источник: сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Подтесовская РЭБ Енисейского пароходства, южная часть затона и Большой Кекурский остров. Источник: сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

Подтесовский затон (1936 г.), Подтесовские судоремонтные мастерские (1939 г.), Подтесовский судоремонтный завод (1949 г.), Подтесовская ремонтно-эксплуатационная база флота (1958 г.), Подтесовский судоремонтный завод (1973 г.), Подтесовская ремонтно-эксплуатационная база флота (с 1981 г.).

Подтесовская ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота является филиалом Енисейского речного пароходства и одним из крупнейших судоремонтных центров Сибири. РЭБ расположена вблизи поселка Подтесово на правом берегу Енисея, на 102 км ниже устья реки Ангары и в 432 км ниже Красноярска. Глубоководная протока между правым берегом Енисея и островами Большой и Малый Кекурский позволяет Енисейскому пароходству отстаивать крупнотоннажный флот, не переводя глубокосидящие суда через Казачинский порог в мелководный осенний период. Здесь отстаивается более 350 судов пароходства.

В структуру РЭБ входят корпусно-сварочный цех, механический цех, цех технической эксплуатации флота, плавучий завод, деревообрабатывающий цех, ремонтно-механический цех, литейный цех, слип, кислородная станция.

Подтесовская РЭБ флота осуществляет все виды ремонтных работ. Качество судоремонта и безопасность зимнего отстоя судов обеспечивают около 1 200 человек кадрового состава базы. Помимо обслуживания и ремонта флота, на Подтесовской РЭБ развито высокотехнологическое производство деталей и механизмов для нужд судоремонта. На Подтесовской базе флота разрабатываются и осваиваются новые технологии. Единственный на Енисее стенд для проверки технических характеристик двигателей ЯМЗ и испытания конвертации (стыковки) двигателей с редукторными агрегатами принадлежит Подтесовской РЭБ флота. Проект стенда и его изготовление были выполнены силами ремонтно-эксплуатационной базы.

Подтесовская РЭБ флота является градообразующим предприятием, помимо прямых производственных задач, выполняет еще и социальные функции для поселка. Также РЭБ обслуживает паромную переправу на Енисее по линии Енисейск — Еркалово. В летнее время паром является важнейшим способом сообщения между правобережными поселками и городом Енисейском.

История предприятия началась в октябре 1933 г., когда в Подтесовской протоке вынужденно остановились на зимний отстой и ремонт более 30 судов. Команды судов составляли 102 человека, и расселить их в деревне не было возможности, поэтому строили землянки. Только со строительством завода в 1938 г. все землянки были снесены.

Начальником подтесовской зимовки был Е. К. Крылов, техноруком С. Г. Плешков, караванным капитаном П. Д. Булатов. Суда были расставлены на коренном берегу, построены баня, кузница, механические мастерские, общежития. Руководили ремонтом по машинам С. Г. Плешков, первый механик Н. Н. Ефремов и второй механик К. Ф. Селезнев, по палубной части — старший помощник М. Е. Дерягин и боцман Г. И. Габов. Зимовка судов в Подтесовской протоке положила начало основанию судоремонтных мастерских. 27 февраля 1934 г. на объединенном заседании бюро Енисейского райкома партии и президиума райисполкома было принято решение о начале строительства затона, мастерских и поселка. За главным управлением Северного морского пути был закреплен участок земли на правом берегу Енисея площадью 2,5 кв. км для промышленного строительства и рабочего поселка, часть земель отошла от колхоза «Путь Ленина». Уже в 1934 г. в Подтесово были построены мастерские, бараки для рабочих, пекарня, кухня, столовая, поставлен электродвигатель, который осветил деревню, колхозные постройки. Сделали даже клуб, где своими силами готовили представления. С концертами выезжали в соседние деревни. Самым большим событием для подтесовцев был приезд кинопередвижки, которую также заказали речники.

Зимовки в протоке стали повторяться, в связи с чем созрело решение основать в этом месте постоянную зимовку и построить судоремонтные мастерские. Инициатором этого был легендарный ученый и начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт. С января 1939 г. объект носил официальное название «Подтесовские судоремонтные мастерские». В межнавигационный период 1939—1940 гг. в мастерских на отстое находилось уже 86 судов, из которых 24 — самоходные. Из-за отдаленности от краевого центра и сложности доставки грузов приходилось почти все производить на месте: заготавливать лес для строительства зданий, добывать камень для фундамента, производить кирпич. В конце тридцатых годов были построены литейка, кузница, установлена пилорама-шпалорезка, барак со столярной мастерской, электростанция, механическая мастерская.

В 1945 г. началось строительство постоянной дамбы. В сороковые годы были построены социальные и бытовые объекты, появились библиотека, комбинат бытового обслуживания, установлено радио, обслуживающее 12 радиоточек. Для рабочих и их семей имелась больница на 8 коек. В 1946 г. Подтесово получило статус рабочего поселка, в октябре был образован поселковый совет. Судоремонтные мастерские с 1949 г. были реорганизованы в Подтесовский судоремонтный завод. Строителями Норильского комбината было завершено возведение каменно-набросной дамбы, таким образом, был создан безопасный для отстоя судов затон.

В 1950-е гг. в действие вступили основные производственные цеха и слип, бурно рос флот. Судоремонтный завод по своей сути превращался в ремонтно-эксплуатационную базу флота (РЭБ) — крупнейшую в системе Министерства речного флота.

В 1980—1990-х гг. на техническом обслуживании Подтесовской РЭБ состояло более 450 судов — автоматизированные теплоходы и крупнотоннажный несамоходный флот. Объем перевозок судами флота составлял 50 % всего объема перевозок Енисейского пароходства. Перевозки шли по Енисею, Ангаре, Подкаменной и Нижней Тунгускам, Сыму, Курейке, Хантайке и другим притокам Енисея. В составе перевозок лес в плотах, грузы для Норильского горно-металлургического комбината и его продукция, строительные материалы для Хантайской и Курейской ГЭС, грузы для геологов, работавших в междуречье Подкаменной и Нижней Тунгусок.

В середине 1990-х гг. финансовое положение РЭБ флота ухудшилось. Ее разделили на два самостоятельных предприятия.

Зимовка судов в Подтесовском затоне Енисейского пароходства. Источник: сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru Зимовка судов в Подтесовском затоне Енисейского пароходства. Источник: сайт ОАО «Енисейское речное пароходство», www.e-river.ru

Пережив финансовый кризис, сейчас предприятие стабильно работает, осваивает новые технологии, внося заметный вклад в экономику Енисейского района.

Енисейское пароходство совместно с Новосибирской академией водного транспорта ведет разработку и испытание новых технологий в судостроении и судоремонте на базе Подтесовской РЭБ. Среди последних перспективных разработок:

  • Изготовление поршневых колец для двигателей. Основные изыскательные работы уже завершены, осталось испытать пробную партию деталей и наладить серийное производство.
  • Методы проектирования и изготовления гребных винтов из экономно легированной стали. Преимущество метода заключается в том, что винт проектируется по современным методикам. За счет более совершенной конструкции и повышенной износостойкости оптимальные гребные винты обеспечивают снижение расхода топлива до 6—8 %, увеличение скорости движения судов на 5—8 %, а также продление моторесурса двигателя.

Подтесовская ремонтно-эксплуатационная база флота ОАО «Енисейское речное пароходство» расположена по адресу: 663168, Красноярский край, Енисейский район, поселок Подтесово, ул. Калинина, 2.

Дата последнего изменения: 25.09.2014

Источники

  1. Бондаренко, А. М. Из прошлого в будущее: краткие исторические очерки. Кн. 1. — Красноярск: ИД «Горница», 2005. — 400 с.: ил., фото. — (80 лет Енисейскому району).
  2. Енисейский районный архив.
  3. Еремеева, Л. С. Подтёсово — родной причал. История и современность. — Красноярск, 2005. — 568 с.