Выберите категорию

×

Город Игарка

В Игарке расположен единственный в России Музей вечной мерзлоты.

Игарка. Источник: сайт «Игарка заполярная», www.igarka.ru Игарка. Источник: сайт «Игарка заполярная», www.igarka.ru

Город Игарка является городским поселением, расположен в границах Туруханского района Красноярского края на берегу Игарской протоки реки Енисей. Расстояние от Игарки до краевой столицы, города Красноярска, по прямой составляет 1 330 км. В состав городского поселения входит непосредственно город Игарка. По данным Красноярскстата на 1 января 2014 г., в Игарке проживает 5 346 человек.

Игарка связана с краевым центром воздушным и водным сообщением: зимой и летом добраться до города можно на самолете и вертолете, а в период летней навигации — на теплоходе по реке Енисей. В зимнее время до Игарки из других поселков можно добраться по зимникам.

Игарка расположена в зоне тундры и лесотундры за северным Полярным кругом. Город построен на вечной мерзлоте. Мощность мерзлоты в районе Игарки на плоских участках составляет от нескольких до 35 м, максимальная мощность мерзлоты достигает 50—60 м.

Климат резко континентальный. В течение двух первых месяцев солнце практически не заходит за горизонт, а в декабре — январе — полярная ночь.

История

Игарка, 1979 г. Фотография предоставлена Государственным архивом Красноярского края Игарка, 1979 г. Фотография предоставлена Государственным архивом Красноярского края

Некоторые географы считают, что город получил свое имя от впадавшей в Енисей реки Большая Игарка и ее притока Игорки. Впервые Игарскую глубоководную протоку, на берегу которой расположен город, нанесли на карту в середине XVIII в. участники Великой Северной экспедиции Ф. Минин и Х. Лаптев.

Согласно исследованиям краеведа А. В. Вахмистова, топоним Игаркино зимовье относится к тому же типу, что и Хантайское, Хетское, Туруханское зимовья, и происходит от имени реки, на которой оно стоит. По одной из легенд, поселок был назван Игоркой, а потом городом Игаркой по имени местного рыбака и охотника Егора Ширяева, чьи угодья находились в этом месте и которого местные жители превратили из Егорки в Игарку. Однако документальных свидетельств этому факту нет.

Имя острову Игарскому, на котором расположен аэропорт и небольшой жилой поселок, было дано уже после начала строительства города. На карте А. И. Вилькицкого в 1897 г. остров был отмечен как Самоедский, а протока носила название Осетровой.

Зимовье Игарское было описано Харитоном Лаптевым, участником Великой Северной экспедиции 1735—1741 гг. В «Атласе Российской империи», изданном в 1745 г. директором Географического департамента Гензиусом, есть река Игарка, на которой стоит зимовье Игарское. Этот атлас из 19 карт по своей точности и полноте превосходил все имевшиеся до того времени в Европе.

Игаркино зимовье (ныне станок Старая Игарка) было расположено на левом берегу реки Енисей, напротив современной Игарки. В книге «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» Ивана Семеновича Пестова, статского советника и председателя Енисейской казенной палаты, отмечается, что в зимовье Игарском (между станками Сушково и Носовское) — один дом, живут крестьяне, имеют коров. Этнограф, член-сотрудник Сибирского отдела Русского географического общества Александр Мордвинов, предпринявший служебную поездку на север губернии, описывал в журнале «Современник» в 1860 г. увиденное на игарской почтовой станции: «Икарская станция оказалась еще хуже Шушковской (речь идет о станке Сушково). Это была единственная, тесная, буквально набитая людьми и столь сырая изба, что по стенкам текла вода. Некогда в Икарках, говорят, жили отлично, были большие дома и всего в избыток. Семейство крестьян Шадриных, существовавшее здесь, все переселились, дома развалились, и лишь осталось обедневшим наследникам скудное наследство».

В «Списке населенных пунктов Енисейской губернии», изданном в Красноярске Енисейским районным переселенческим управлением в 1911 г. по данным 1903 г., есть станок Игарка Дудинского участка Туруханского края, состоящий из двух дворов, с девятью душами мужского пола и семерыми женского. В приполярной переписи 1926—1927 гг. в станке Игарка Дудинской волости уже отмечено 22 человека: зафиксированы фамилии Анциферовых, Мельковых, Поповых, Давыдовых, Султановых, Андреевых, Пальциных. Именно эти семьи помогали вначале капитану парохода «Тобол» Енисейского пароходства Петру Филипповичу Очеретько в 1927 г. выбрать место для строительства удобного морского порта.

26 мая 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет о включении в программу государственного строительства сооружения Усть-Порта на Енисее. В 1924 г. открылась лесная экспортная навигация на Енисее. Но здесь выяснилось, что Усть-Порт для лесоперевалочных работ выбран неудачно: его акватория не вмещала прибывающие суда и не спасала их от штормов. В 1927 г. на XV съезде ВКП(б) комитету «Севморпуть» было поручено найти место для строительства на Енисее морского порта, максимально приближенного к местам лесозаготовок. Такое место было найдено на Игарской протоке шириной до 0,5 км и длиной около 10 км. 15 июня 1928 г. Совет труда и обороны принял решение начать строительство Игарского порта для производства погрузо-разгрузочных операций между речными и морскими судами. В ту первую навигацию успешно прошла опытная отгрузка 9,4 тыс. куб. м круглого леса на три морских судна, пришедшие по Северному морскому пути, — «Гунгнер», «Гронтхейм» и «Сен-Жозеф».

13 июня 1929 г. считается днем основания города Игарки. В этот день на берегу Игарской протоки сошли с парохода «Туруханец» 100 строителей-первопроходцев. Начальником строительства был назначен Н. И. Щукин. Осенью этого же года на Игарскую протоку приводнился первый самолет. Наряду со строительством жилья к 7 ноября 1929 г. был построен лесозавод, в 1930—1931 гг. — еще два лесозавода.

К лету 1930 г. были построены поселок на улице Портовой (ныне имени Смидовича), здравпункт, интерклуб, а в навигацию в Игарку прибыли женщины, семьи с детьми. С приездом женщин были организованы курсы ликбеза, коллектив художественной самодеятельности, открыты детский сад и ясли.

30 сентября 1931 г. постановлением ВЦИК город Игарка выделялся из Туруханского района в самостоятельную административно-территориальную единицу. Был создан Игарский район, включающий в себя 17 населенных пунктов от Курейки до Дудинки. К Игарскому району были отнесены селения и станки: Старо-Плахинское из Усть-Енисейского района, Денежкино, Ермаково, Игарка (станок), Карасино, Курейка, Погорельское, Полой, Сушково, Усть-Курейка и Шайтанское.

В 1931 г. была построена графитная фабрика, перерабатывавшая графит Курейского месторождения, в 1932 г. было добыто 23 650 т графита. В этом же году было отправлено на экспорт около 55 тыс. куб. м леса. В это время в Игарку были сосланы раскулаченные из Белоруссии, Украины, западных областей России, позднее сюда ссылались финны, латыши, калмыки, литовцы, поволжские немцы. В городе оставались заключенные, вышедшие из ГУЛАГа. Руками ссыльных и заключенных и был выстроен город.

С навигации 1934 г. суда стали загружаться с капитального двухсотметрового причала. К 1935 г. в Игарке и Игарском районе было уже девять школ, детские сады и ясли, 20 медицинских работников, 24 магазина и ларька, пять столовых, интерклуб, городской клуб и библиотека, кинотеатр, совпартшкола (позже политпросветшкола) народов Крайнего Севера, типография. В 1936 г. открылся народный театр им. В. Н. Пашенной, а в 1939 г. было открыто Игарское педагогическое училище и Дом пионеров.

В 1929 г. на Игарскую протоку впервые приводнился самолет Б. Г. Чухновского. В 1936 г. уже был создан Игарский гидропорт, а в 1937 г. образована Игарская авиагидробаза.

При тресте «Северстрой» в 1930 г. была организована станция по изучению вечной мерзлоты. В 1936 г. была построена опытная лаборатория на глубине 8—14 м в толще льдистых многолетнемерзлотных пород. В 50-х гг. XX в. Игарская мерзлотная станция разрабатывала проблемы района озера Ессей в Эвенкии, строительных площадок Красноярского алюминиевого комбината, Ангаро-Пинского железнорудного бассейна, района строительства Хантайской ГЭС, в 1970-е гг. исследовала северные районы Тюменской области, оказывала помощь в изыскании оптимальных направлений трассы газопровода от Северного Урала до Надыма, практическую помощь строителям газопровода Мессояха — Дудинка — Норильск — Талнах.

В 1930-е гг. одновременно с мерзлотной станцией был основан опорный пункт северного земледелия Всесоюзного института растениеводства. Опыт полярного земледелия, начатый Игарским опорным пунктом, особенно приобрел значимость в годы Великой Отечественной войны, когда население Игарки почти полностью обеспечивало себя овощами и картофелем.

Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли около трех тысяч жителей города, погибли и умерли от ран 444 человека. Звания Героя Советского Союза были удостоены П. П. Барбашов, В. В. Вильский и Г. А. Слободенюк. С Игаркой связано развитие полярной авиации: здесь работали Молоков, Водопьянов, Чухновский, Чернявский, Липп, Пусэп. В 1944 г. было принято решение о строительстве сухопутного аэродрома, в 1946 г. он вступил в строй.

В послевоенное время резко возросли объемы экспортных лесоперевозок. В 1949 г. руководством страны было принято решение о строительстве торгового порта и военной базы для обслуживания Северного морского пути. Началось сооружение Полярной железнодорожной магистрали — знаменитое строительство № 501 (ГУЛАГ) и № 503 ГУЛЖДС НКВД СССР по трассе Салехард — Игарка.

В 1954 г. Игарка стала речным портом. В 1957 г. были начаты работы по реконструкции и расширению причалов. В 1977 г. из Игарки морские полярные летчики осуществляли ледовую проводку атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс.

После пожара 1962 г. в Игарке началось каменное строительство. Первыми каменными домами стали Дом культуры, телестудия, средняя школа, детский комбинат. В 1980-х гг. был построен новый городок, состоящий из современных кирпичных зданий.

В 1970—80-х гг. Игарка развивалась как лесопромышленный центр — здесь работал крупный лесопильно-перевалочный комбинат, где перерабатывали и отгружали на экспорт более 1,25 млн тонн куб. м пиломатериалов. Мощности морского порта позволяли обслуживать сразу 25 крупнотоннажных кораблей.

Вследствие политического и экономического кризиса в стране в 1990—2000-х гг. многие предприятия Игарки пришли в упадок.

Современность

Игарка. Источник: сайт «Игарка заполярная», www.igarka.ru Игарка. Источник: сайт «Игарка заполярная», www.igarka.ru

В настоящее время основными предприятиями Игарки остаются морской порт, аэропорт, энергопромышленный комплекс. В 80 км на северо-восток от Игарки расположена Усть-Хантайская ГЭС, в 90 км на юго-восток — Курейская ГЭС.

В 130 км на северо-запад от Игарки находится разрабатываемое Ванкорское нефтегазовое месторождение, где в августе 2009 г. была получена промышленная нефть. Именно разработка «Ванкора» и дала второе рождение Игарке.

Игарский морской порт оборудован причалами для приема морских и речных судов, на вооружении состоят высокопортальные плавучие краны и буксиры. Навигационный период длится пять месяцев — с июня по ноябрь.

Игарский аэропорт в 2002—2010 гг. был реконструирован. Сегодня это современный аэродором для приема и обслуживания регулярных, чартерных и транзитных рейсов. Здесь могут принимать воздушные суда Ту-154, Ту-134, Ил-76, Як-42, Ил-18, Ан-12, Ан-74, Ан-72 и другие типы судов 3-го и 4-го класса, а также вертолеты всех типов. Через аэропорт на Ванкорское месторождение доставляют грузы и вахтовых рабочих. Аэропорт включен в Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденную Правительством России в 2010 г., как один из комплексов транспортно-логистического узла «Енисей — Северный морской путь» (Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка, Диксон), а также транспортной магистрали «Полярная» (Норильск — Игарка — Уренгой — Салехард с дальнейшим переходом на левый берег реки Оби в городе Лабытнанги), которая бы позволила обеспечить предприятия цветной металлургии и лесопереработки прямым железнодорожным выходом к центрам международного спроса на свою продукцию.

Единственным агропредприятием остается ООО «Игарская организация сельского хозяйства и животноводства», которое производит молочную продукцию, мясо и яйца. ООО «Игарский рыбозавод» занимается выловом рыбы, переработкой и консервированием рыбы и морепродуктов.

Предприниматели в Игарке занимаются строительно-монтажными работами, заготовкой и переработкой древесины.

В городе также есть социальная инфраструктура. Медицинскую помощь жителям города оказывают в Игарской городской больнице с отделением скорой помощи, стационаром и поликлиникой, фельдшерско-акушерским пунктом.

В сеть образовательных учреждений входит одна средняя школа, два детских сада, центр детско-юношеского творчества. В профессиональном училище № 22 можно получить специальность стропальщика, слесаря по ремонту автомобилей, водителя, сварщика, электромонтера, продавца-кассира, оператора ЭВМ. Научная работа ведется в Игарской геокриологической лаборатории Института мерзлотоведения СО РАН, где изучают многолетнемерзлые грунты.

В Игарке действуют две библиотеки — детская и центральная городская, Дом культуры и досуга, детская школа искусств, краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты».

В детско-юношеской спортивной школе культивируют северное многоборье, лыжные гонки, пауэрлифтинг, мини-футбол и волейбол.

Игарка связана с именами знаменитостей. Здесь в 1935—1941 гг. жил известный писатель В. П. Астафьев. В 1924 г. в станке Плахино, расположенном на территории, входившей в Игарский район, отбывал ссылку хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий. В 1935 г. в городе пребывал ученый и полярный исследователь О. Ю. Шмидт, он выступал перед игарчанами с балкона здания речного порта.

Дата последнего изменения: 08.11.2014

Шкала времени

Источники

  1. Красноярье: пять веков истории: учебное пособие по краеведению. Ч. 3. Города и районы Красноярского края. — Красноярск: Платина, 2008. — 448 с.: ил.
  2. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1—4. — Красноярск: Кн. изд-во, 1989; 1992; 1995; 1997.
  3. Официальный сайт Туруханского района.
  4. Материалы об Игарке, Туруханском районе и севере Красноярского края в авторском блоге Валентины Гапеенко.
  5. Единый краевой портал «Красноярский край».