Выберите категорию

×

Поселок Усть-Авам

Усть-Авам — хранитель северных шаманских традиций.

Поселок Усть-Авам входит в состав городского поселения Дудинка, расположен на правом берегу реки Авам, в 360 км к северо-востоку от города Дудинки.

Связь с поселком осуществляется несколькими способами: в летнее время — речным транспортом и авиацией, в зимнее время — авиацией и по автозимнику. Для обеспечения пассажирских авиаперевозок действует вертолетная площадка.

Местность, где расположен поселок, окружена лесотундрой, на севере от поселка находится озеро. В окрестностях постоянно находят останки мамонтовой фауны.

Общая площадь территории составляет 54 га. В поселке построены современные типовые дома, рассчитанные на две — четыре семьи, отапливаются дома привозным углем.

В поселке Усть-Авам, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., проживало 513 человек, большинство — долгане, нганасане, эвенки и ненцы. Население в основном занято промыслами.

История

Поселок Усть-Авам возник в 1937 г., когда центрами Зареченского кочевого Совета были колхозы «Пура», имени VIII Съезда ВКП(б), объединенные затем в колхоз имени Калинина, образованный на станке Усть-Авам. В 1937 г. были впервые организованы нартенные красные чумы.

В годы Великой Отечественной войны устьавамцы сражались на фронтах. В селе собирали деньги, теплые вещи, сдавали рыбу и пушнину в государственные фонды.

В 1967 г. решением исполкома краевого Совета депутатов трудящихся Авамо-Нганасанский сельский Совет был переименован в Усть-Авамский сельский Совет, а колхоз имени Калинина влился в совхоз «Волочанский». В 1971 г. на базе Усть-Авамского отделения совхоза «Волочанского» был образован госпромхоз «Таймырский» с центром в поселке Усть-Авам. В госпромхозе «Таймырском», созданном для промышленного освоения биоресурсов Таймыра, полученное в результате отстрела диких северных оленей сырье: мясо, шкуры, рога — перерабатывалось полностью. В то время здесь также изготовлялась чеканка из норильской меди, выделывалась замша. В Усть-Аваме действовала мастерская, в которой работали местные мастерицы и закройщицы. Они расшивали бисером и мехом заготовки к обуви и сувенирам, изготавливали шапки и воротники.

В поселке бережно сохранялись и ныне сохраняются традиции национальной культуры. Так, в 1990 г. в городах Франции продемонстрировали свое искусство представительницы нганасан: Нина Демнимеевна Логвинова и Евдокия Демнимеевна Порбина из Усть-Авама. Женщины поселка Усть-Авам на дому занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной одежды, обуви, ковриков (кумаланов) и поделок из шкур оленя.

Поселок Усть-Авам интересен также тем, что именно здесь проживал и пользовался широкой славой на Таймыре в середине XX в. род нганасанских шаманов Нгамтусо (Костеркиных), представители которого слыли сильными шаманами. В 1990-е гг. Дюлсымяку Демнимеевич Костеркин организовал фольклорно-этнографическую группу «Нгамтусо», с которой выступал на фестивалях в Дудинке, в Норильске, во Франции, снялся в документальных фильмах: «Ветры млечного пути», «Шаман», «Нганасаны».

Фильмы современных документалистов «Экскурсия в страну отцов» (2004 г., режиссер Павел Пономарев) и «Внук шамана» (2004 г., режиссер Сергей Серегин) показали, как велик интерес к культурным традициям Севера, к теме шаманизма.

Фильм «Шаман» (1990) из цикла «Золотой фонд Красноярского телевидения», 2012 г. Авторы: В. Федоров, А. Гвоздев. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

Современность

В настоящее время в поселке Усть-Авам работают средняя общеобразовательная школа, детский сад, участковая больница, сельский Дом культуры, библиотека, магазины, пекарня, почтовое отделение. Энергоснабжение поселка обеспечивают пять дизельных электростанций. В 2004 г. в поселке появилась спутниковая связь.

С 2012 г. в детском саду воспитатели реализуют обучающий курс «Языковое гнездо», благодаря которому дошкольники — представители долганского и нганасанского малочисленных народов — растут и развиваются в атмосфере родного языка.

При сельском Доме культуры работают творческие коллективы: фольклорно-этнографическая группа, детский кружок, семейный клуб, группа национального танца, театральный кружок.

Жители поселка занимаются промыслом пушнины (песец, волк, росомаха и др.) и полярной куропатки. Кроме того, здесь заготавливают рыбу (чир, сиг, голец, омуль, ряпушка, пелядь), работают семейно-родовые хозяйства «Чопко», «Ня моу», «Нгамтусо».

В Усть-Аваме расположен территориальный отдел администрации городского поселения Дудинки по адресу: 647504, Красноярский край, Таймырский муниципальный район, поселок Усть-Авам, ул. Центральная, 11—4.

Дата последнего изменения: 12.11.2014

Шкала времени

Источники

  1. Красноярье: пять веков истории: учебное пособие по краеведению. Ч. 3. Города и районы Красноярского края. — Красноярск: Платина, 2008. — 448 с.: ил.
  2. Официальный сайт города Дудинки.
  3. Дудинки светлая судьба: 345-летию города посвящается...: рекомендательный указатель литературы / сост. Н. О. Бабийчук, А. А. Сакиева, Г. С. Кудукова, Л. Е. Матвеева; отв. за вып. К. И. Тлехугова; Центр. библиотека МБУК «Дудинская ЦБС». — 2011. — 435 с.
  4. Моя земля — моя судьба: поселок Усть-Авам: библиографическое пособие / сост. Н. О. Бабийчук, А. А. Сакиева, А. П. Монахова; отв. за вып. К. И. Тлехугова; МБУК «Дудинская ЦБС». — Дудинка: [б. и.], 2013. — 157 с.: фото.