Выберите категорию

×

Лезгины

В 1897 г. в Енисейской губернии проживало всего три человека «с лезгинскими наречиями».

Лезгины (лезгияр, лезги, ахтинцы, кюрегу) — народ Республики Дагестан. Живут также в Тюменской области, Ставропольском крае, в городе Москве, в Краснодарском крае, в Ростовской и Астраханской областях. За рубежом проживают преимущественно в сопредельных с Дагестаном районах Азербайджана, небольшие группы имеются в Казахстане, Туркмении и других странах. По данным переписи 2010 г., в Российской Федерации проживает 473 722 лезгина.

Говорят на лезгинском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Имеется множество диалектов и говоров, которые делятся на три группы: кюринскую, самурскую и кубинскую. Письменность с X в. на основе арабской вязи. В XV в. распространяется дагестанский вариант арабского алфавита (аджаме). В 1928 г. создается письменность на основе латинской графики, а с 1938 г. — кириллицы. Литературный язык на основе гюнейского диалекта.

Лезгинам наиболее близки по языку дагестанские народы: табасараны, агулы, рутульцы, цахуры, а также некоторые малочисленные народности северного Азербайджана. Верующие лезгины в основном мусульмане-сунниты, имеется немного шиитов.

Предками современных лезгин были многочисленные племена, жившие на востоке Кавказа (государство Кавказская Албания). Уже в античных источниках имеются сведения о кавказском народе «лезги». К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. С XIII—XIV вв. у лезгин возникают небольшие объединения независимых сельских общин — «вольные общества».

В XVIII в. часть этих общин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств, другая часть образовала в конце этого же столетия самостоятельное Кюринское ханство, общины Самурской долины сохраняли самостоятельность. В начале XIX в. все эти территории постепенно вошли в состав России, образовав впоследствии Кубинский уезд Бакинской губернии, Кюринский и Самурский округа Дагестанской области. С 1920 г. кубинские лезгины — в составе Азербайджанской ССР, остальные — в Дагестанской АССР.

Из народных праздников популярны весенний Новый год (Яран сувар), праздник цветов (Цукверин сувар), праздник урожая, которые сопровождаются играми, спортивными состязаниями и музыкальными зрелищами. В настоящее время отмечается праздник, посвященный эпосу «Шарвели». Неотделимы от национального самосознания и религиозные мусульманские праздники (Ураза-Байрам).

Чеченец, лезгин. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Чеченец, лезгин. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

Лезгины равнинной части занимались пашенным земледелием и стационарным скотоводством; в горах — террасным земледелием и отгонным скотоводством. Выращивали ячмень, пшеницу, просо, рожь, кукурузу, рис, бобовые, с XIX в. — картофель, с XX в. — огородные, бахчевые культуры, лен, табак. В животноводстве преобладали овцы, были также козы, коровы, волы, лошади.

Традиционные промыслы и ремесла: прядение, ткачество, вязание шерстяных носков, производство ковров (знаменитые безворсовые сумахи), сукна, войлока, кожевенное, кузнечное, оружейное и ювелирное дело (ремесленные центры села Ахты и Икра). Лезгины Азербайджана с XX в. занимаются шелководством.

Поселения в горах обладали кучевой, нередко террасной планировкой, в равнинной части — разбросанной или уличной. Традиционное жилище — каменное (на равнинах нередко саманное) строение с плоской земляной крышей и внутренним двориком. В горах дома имели два и более этажей, узкие окна-бойницы; на равнине строились одно- или двухэтажные дома. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний — жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведет наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны богатый интерьер гостевой (кунацкой) комнаты, наличие камина и стенных ниш, драпировка стен тканями и коврами.

Традиционная одежда у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, папаха; по праздникам или в дорогу надевались черкеска (чухва) с серебряным поясом, в холодную погоду — башлык, большая овчинная шуба (кавал) или пастушеская войлочная накидка (лит); на ноги — шерстяные носки и войлочные сапоги.

Женская одежда состояла из белой нательной рубахи, шароваров и платья, бешмета. На голову надевали чепец или капюшон в виде мешочка для волос (чухта), поверх него — покрывало или платок; на ноги — шерстяные носки с цветным орнаментом, чувяки, башмаки, кожаные калоши. Богаты женские украшения: серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца.

Сегодня традиционный костюм в основном вышел из употребления. Сохраняются, главным образом в горах, отдельные его элементы (папаха, кавал, сыромятная обувь, носки, платки).

Основа рациона лезгин — растительная (зерно, бобы) и мясо-молочная пища. Главное повседневное блюдо — хинкал (галушки). Популярны также вареники с различной начинкой, супы мясные (бошбаз) и молочные, жареное мясо (кабоб), шашлык, плов, голубцы (долма), каши, слоеные пироги, халва и др.

Лезгинский фольклор разнообразен: эпос «Шарвели», сказания и сказки, пословицы и поговорки, песни и танцы (в том числе лезгинский вариант лезгинки). Известно творчество поэтов-ашугов XIX в.: Саида Кочхюрского, Мазали Али, Кусара Абдуллаха. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, тар, саз (струнные), зурна, свирель (духовые), бубен (ударные).

До революции лезгины попадали в Сибирь преимущественно в качестве осужденных. Причем Енисейская и другие восточные губернии считались для народов Дагестана очень суровыми для проживания территориями, куда осужденные кавказцы направлялись после неоднократных побегов. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало всего три человека «с лезгинскими наречиями». И даже спустя четыре десятилетия, к 1939 г., их число составляло только 32 человека.

Резкий, почти в 3,5 раза, рост лезгинской диаспоры произошел в 1980-е гг., когда из Дагестана стало прибывать много молодежи для работы в Норильском промышленном районе и на стройках КАТЭКа в Шарыпово. Сложная политическая и экономическая ситуация на Кавказе 1990-х гг. способствовала дальнейшему росту лезгинской диаспоры на берегах Енисея.

В 2002 г. в Красноярском крае насчитывалось уже 2200 лезгин, проживающих в основном в Норильске, в Красноярске и в Шарыпово. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают 2800 лезгин.

В общественной жизни региона лезгины участвуют преимущественно через Красноярскую региональную национально-культурную общественную организацию «Страна гор — Дагестан», образованную в марте 2003 г. Руководители организации входят в состав Палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края и Совета мусульман региона.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».