Выберите категорию

×

Немцы

В конце XIX — начале XX в. в Красноярском крае были образованы мононацио­нальные немецкие деревни Александровка и Гнадендорф, которые до настоящего времени остаются основными местами компакт­ного проживания немцев.

Немцы (дойче) — основное населе­ние Германии. Крупные диаспоры имеются в США, Канаде и Бразилии. На территории бывших советских рес­публик немцы наиболее многочисленны в Казахста­не, Киргизии, Узбекистане и Украине.

В Российской Федерации насчитывается 394 138 немцев, по данным переписи населения 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются Алтайский край, Омская и Новосибирская области, Красноярский край и Кемеровская область.

Говорят на немецком языке германской группы ин­доевропейской семьи. Выде­ляют две группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемец­кую. Для российских немцев характерно большое коли­чество диалектов и наречий. В языке сохранилось множество архаизмов, в то же время его словарный запас пополнился многими заимствованиями из русского и других языков. Письменность — на основе латинско­го алфавита.

Верующие немцы отно­сятся к различным конфессио­нальным группам. В России это преимущественно лютеране, в меньшей степени католики и меннониты.

Религия оказала большое влияние на формирование духовной культуры рос­сийских немцев, особенно меннонитов. Немцы отмечают Рождество, Пасху, Троицу, Но­вый год. Верующие регулярно посещают молитвенные дома, церковь.

Народные гуляния и празд­ники российских немцев сопровождаются исполнением старинных и современных народных песен, шутливых сценок, танцами. До сих пор широко бытуют в немецком фольклоре шванки (короткие комические рассказы), посло­вицы, поговорки, сказки, саги. Очень популярны народные танцы и песни, причем в XX в. наметился синтез мелодии русских или украинских песен и немецкого текста. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения.

Сегодня российские немцы помимо религиозных отме­чают и другие национальные праздники и даты: праздник весны, День матери, День памяти (28 августа), праздник урожая и др.

Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения франков, саксов, баваров, але­манов, смешавшиеся в первые века н. э. с романизированным кельтским населением на юге Германии и с ретами в Альпах. После раздела Франкской им­перии в IX в. выделилось Вос­точно-Франкское королевство (с X в. — Тевтонское) с германоязычным населением.

В X—XIV вв. немцы заселили земли к востоку от Эльбы. Отдельные их группы проникают на территории современных Чехии, Польши, Венгрии, Румынии и других стран Европы. В условиях последующей многовековой политической раздробленнос­ти Германии развитие немцев как единого народа протекало медленно и противоречиво. В начале XVI в. на процессе консолидации положительно отразилось создание единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенский) диалекта, но одновременно произошел религиозный раскол немцев на католиков и протестан­тов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре.

Слабое экономическое развитие, раздробленность и постоянные войны вызвали в XVIII—XIX вв. активную эмиграцию немцев в различ­ные страны Америки и Европы (в т. ч. в Россию).

Объединение Германии под эгидой Пруссии в 1871 г., проведение ряда реформ с последующим быстрым развитием промышленности и складыванием общегер­манского рынка — все это способствовало культурной нивелировке и стиранию эт­нографических особенностей. В конце XIX в. формирование немецкой нации в целом завершается, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель еще долго сохранялось. У немцев, проживающих в других странах, имеются местные самоназвания — баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и другие.

Предки российских немцев стали приезжать в Московию еще в Средние века. В Москве так называемая немецкая слобода существовала уже в середине XVII в. Приток иностранцев усиливается при Петре I и его преемни­ках. А с последней трети XVIII в. начинается массовое переселение немецких ко­лонистов в волжские степи. В XIX в. немецкие поселения появились на юге Украи­ны, в Крыму и Закавказье. Освоение Сибири немецкими колонистами происходит с рубежа XIX—XX вв., среди них преобладали лютеране и меннониты.

После Октябрьской рево­люции, в октябре 1918 г., на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 г. в Автономную республику немцев Поволжья. В местах компактного расселения немцев создавались сотни национальных сельских советов, а в ряде регионов (в т. ч. и в Сибири) — немецких национальных районов. В 1941 г. автономия была ликвидирована, а проживав­шее там немецкое население насильственно переселено на восток, преимущественно в Казахстан и Сибирь.

К 1989 г. численность немцев на территории современной России достигла максимального за свою историю уровня — 842 ты­с. человек. В постсовет­ский период политика «собирания на­ции» ФРГ привела к резкому усилению в среде российских немцев эмиграционных на­строений, вследствие чего их численность в России уменьшилась почти в 1,4 раза.

Немецкие колонисты. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Немецкие колонисты. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.

Основу хозяйства рос­сийских немцев традиционно составляло земледелие. Они использовали трехпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Из огородных культур преимущество отдавали выращи­ванию картофеля. Большую роль в хозяйстве играло и животноводство. Первые переселенцы разводили в ос­новном овец. Благоприятные климатические условия привели к широкому распро­странению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рога­того скота. Особое внимание уделялось племенному животноводству. В частности, в XVIII в. немцы-меннониты завезли в Россию знаменитую красную немецкую породу коров, получившую большое распространение в Сибири и других регионах.

Хозяйство российских нем­цев базировалось на частной собственности и было высоко­товарным. В первой половине XX в. существовали разнооб­разные формы национально-хозяйственной кооперации. Были развиты кузнечное и столярное ремесла, а также различные виды прикладного искусства: обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство.

В настоящее время зна­чительная часть российских немцев занята в промышлен­ности, сфере обслуживания, науке и искусстве.

Долгое время живя обо­собленно от других народов, российские немцы сохранили многие элементы традиционной культуры: жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии преобладали кучевые формы поселений, то в России — ли­нейные, в соответствии с ад­министративными инструкциями для переселенцев.

В южных степных райо­нах строились глинобитные и саманные дома, в северных лесных районах — дере­вянные. Крыша двух- или четырехскатная, из черепицы или теса. Пол, потолок и печь в доме традиционно окрашиваются. Обязательным элементом усадьбы является летняя кухня.

Сараи, баня, коптильня, задний двор для скота объ­единяются под одной крышей, охватывая двор с трех сторон. Фасад дома, ворота и нередко заборы украшаются орнамен­том (резьба, роспись). До вой­ны у немцев встречались четырехстворчатые наружные двери. Интерьер жилища отличают резная деревянная ме­бель, пуховые перины, обилие вышитых и вязаных салфеток. Вышивают гладью цветы, птиц, изречения из Библии.

Яркой вышивкой украша­лась и праздничная одежда. Традиционный костюм, ото­шедший в прошлое, у женщин состоял из кофты, сборчатой юбки, передника и головных платков, повязанных разными способами. Обувь — кожаные башмаки, а в ряде райо­нов — деревянные шлеры. Из овечьей шерсти вязали кофты, жилеты, чулки, носки, варежки.

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, жилета, башмаков, шляпы, широкого кожаного пояса. Одежда меннонитов отличалась темными оттенками и отсутствием украшений.

Традиционная пища немцев — куриная лапша (нудль), суп с клецками, фруктовый суп. На праздники готовится свинина или гусь с капустой, пекутся пироги (кухе). Существует несколько вариантов рулета (штрудель). На зиму коптят сало, мясо и рыбу, делают разнообраз­ные колбасы. Широко распро­странены молочные и картофельные блюда. Печется много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовятся конфитюры.

Наиболее распространен­ный напиток — пиво, из без­алкогольных предпочитаются кофе со сливками и чай.

На территории Приенисейского края первые немцы появляются с конца XVII в., первоначально в качестве служивых или ссыльнопо­селенцев. Одним из первых был секретарь российского посла в Китае Адам Брандт, оставивший красочные описания своего пребывания на берегах Енисея. Первым лекарем Енисейского уезда (конец XVIII в.) был немец Паскевич. В регионе побыва­ло много научных экспедиций, члены или руководители которых были немецкого происхождения. Это исследователь Минусинской котло­вины Даниил Мессершмидт; автор уникальной трехтомной «Истории Сибири» Герхард Миллер; автор фундаменталь­ного труда «Флора Сибири» ботаник Иоганн Гмелин; естествоиспытатель, писа­тель и географ Петр Паллас; автор всемирно известной «Жизни животных» Альфред Брем; естествоиспытатели Александр Гумбольдт и Георг Эрман; геолог, исследователь золотых россыпей в бассей­не р. Енисей Эрнест Гофман; историк Иоганн Фишер; астро­ном Людвиг Шварц.

После собы­тий 1825 г. в Сибирь попало много декабристов немецкого происхождения, в частности, в Енисейской губернии отбывали ссылку Михаил Фонвизин, Петр Фаленберг, Константин Игельстром.

С середины XIX в. в Ени­сейской губернии появляются и первые немецкие сельские поселенцы. Их появление отмечено в лютеранских колониях Верхний Суэтук и Верхняя Буланка Минусин­ского уезда, где они прожи­вали совместно с эстонца­ми, латышами и финнами. Специфика формирования немецкого сообщества (за счет ссыльнопоселенцев) отразилась на половой структуре диаспоры. По данным переписи 1897 г., на одну женщину приходилось три мужчины.

Общее же число немцев оценивалось в 946 человек, каждый четвертый из которых был горожанином.

Поток добровольных пе­реселенцев в Сибирь усилива­ется с рубежа XIX—XX вв. Именно в этот период были образованы мононацио­нальные немецкие деревни Александровка (1896) и Гнадендорф (1907; с 1914 — Николаевка 1-я), которые вплоть до настоящего времени остаются основными местами компактного проживания российских немцев в Красноярском крае.

Динамика численности немцев Приенисейского края менялась в зависимости от внешних и внутриполитиче­ских событий. Переселенцы периода проведения столы­пинской реформы, беженцы и военнопленные Первой мировой войны увеличили численность немцев в Ени­сейской губернии почти до 5 тыс. человек к 1920 г. В 1920-30-е гг. их количество стабилизовалось на уровне 3–4 тыс. человек. Очень тяжело пережили немецкие поселения период коллективизации, однако массовой эмиграции, как в Омской области и на Алтае, не наблюдалось.

В годы войны число нем­цев на территории Краснояр­ского края резко возрастает за счет депортированных и трудармейцев. Уже в сен­тябре 1941 г. в краевой центр прибыло два первых эшелона с 2 тыс. спецпереселенцев. А всего в Краснояр­ский край было депортиро­вано около 70 тыс. немцев, главным образом с Поволжья.

В послевоенные десяти­летия, начиная с середины 1950-х гг., по мере ослабления репрессивных мер в отно­шении российских немцев, начинается их устойчивый отток из Красноярского края в другие регионы СССР с более мягким климатом и за рубеж. По этой причине, например, ряд рыболовецких колхозов на Таймыре оказался на грани ликвидации.

В последующие годы в отношении немцев Крас­ноярского края проводилась политика либерализации. В регионе получили возмож­ность зарегистрироваться (т. е. действовать легаль­но) лютеранские общины. В 1958 г. при Красноярском отделении Союза писателей РСФСР была создана немецкая секция.

В 1972 г. 15% всех награжденных орденами и ме­далями в крае были представители немецкой национальности. К этому времени немцы возглавляли 11 совхозов, или каждый 16-й. В 1989 г. среди руководителей колхозов и совхозов края 34 (каждый 13-й) были немцами.

Эмиграционные настро­ения резко усиливаются после распада СССР. В трудные 1990-е гг. практически вся эмиграция жителей Крас­ноярского края (80–85%) была представлена именно немцами. Вследствие этого их численность уменьшается в регионе почти на 15%.

По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 22 363 немца. Они проживают на всей территории края, наиболее компактно — в Красно­ярске, Ачинске, Минусинске и в Краснотуранском, Балахтинском, Емельяновском, Курагинском районах. В регионе имеется 6 немецких поселений (в 1989 г. их было 14).

Дата последнего изменения: 05.12.2016

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Медиапроект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент».