То, что ВВС СССР живы, были вынуждены признать даже в Берлине. Большую роль в этих событиях сыграли красноярские летчики. В июне, вернувшись из опасной ледовой разведки, экипаж летающей лодки в составе первого пилота Михаила Водопьянова, второго пилота Энделя Пусэпа, штурмана Александра Штепенко, радиста Василия Богданова отправился на фронт.
Водопьянов Михаил Васильевич — советский летчик, один из первых Героев Советского Союза, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации. Четырежды награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Именем Водопьянова названы улицы в Москве, Липецке, Екатеринбурге и Красноярске.
Арктические разведчики получили назначение в 1-ю дивизию авиации дальнего действия (позже 81-я АДД). Михаил Водопьянов назначен ее начальником. Формирование дивизии приближалось к завершению. На ее вооружение поступили бомбардировщики Пе-8, оснащенные дизельными двигателями Ам-40. «Эти двигатели были последней авиационной новинкой, еще недостаточно проверенной в условиях длительной эксплуатации. Они причиняли нам уйму неприятностей. Особенно плохо они вели себя на больших высотах, где им не хватало воздуха. Моторы „задыхались“ и останавливались», — вспоминал позже Михаил Водопьянов. Тем не менее дивизию бросили в бой.
В августе Водопьянов получил пакет из Кремля. «Товарищу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии тов. Водопьяновым с 9 на 10 августа или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кенигсберг. И. Сталин. 8 августа 1941 г.».
В ночь с 9 на 10 августа с аэродрома Пушкино под Ленинградом поднялись 18 Пе-8. Четыре машины были вынуждены вернуться — подвели дизельные моторы. Остальные взяли курс на столицу Германии — Берлин. Повел воздушную эскадру прибывший из Дудинки экипаж: Водопьянов, Пусэп, Штепенко и Богданов. Один из самолетов вел Сергей Асямов, уроженец Красноярска.
Дальше — больше: заглох двигатель на самолете Водопьянова — Пусэпа. Целых двадцать минут до цели флагманский Пе-8 тянул на трех моторах. Из-за неполадок сошли с дистанции еще три машины. До Берлина дотянули 11 самолетов. Отбомбившись, советские летчики повернули назад.
С самого начала рейд пошел кувырком. Секретность задания была такова, что ПВО Ленинграда и Балтфлота об этой акции ВВС не имели ни малейшего представления. По данным Водопьянова, над Балтикой был сбит один Пе-8 — капитана Тягунина, предположительно огнем советской зенитной батареи, расположенной на одном из островков. Погибли четыре члена экипажа.
Пусэп вспоминает другую историю: советские истребители И-16 не опознали своих. Был сбит один бомбардировщик, погибло два члена экипажа. Остальные Пе-8 пулеметным и артиллерийским огнем отогнали «Чаек».
Над Эстонией, родиной предков сибиряка Пусэпа, у флагмана отказали все двигатели. По данным эстонца, это произошло после того, как кончилось горючее — над Кенигсбергом немецкая ПВО повредила один из топливных баков. «Машина сперва хвостом коснулась верхушек деревьев, потом распростертыми крыльями легла на густой лес. Словно страшная буря пронеслась над лесом, ломая сучья и вырывая с корнем деревья. Сразу наступила тишина. Фюзеляж с исковерканными крыльями опустился до самой земли», — вспоминал Водопьянов вынужденную посадку.
Оказавшись за линией фронта, летчики два дня пробирались к своим. Спасло их то, что сибиряк Пусэп отлично знал язык предков, поэтому контакт с местным населением оказался дружественным. Итоги рейда — на аэродром смогли вернуться только 4 машины (в т. ч. Сергея Асямова) — обсуждались на совещании у Иосифа Сталина. Операцию нельзя было назвать удачной, но именно она послужила поводом для усовершенствования капризных самолетов. Было принято решение отказаться от ненадежных дизелей в пользу проверенных бензиновых М-82 и установить на Пе-8 приводную радиостанцию «пчелку». Пострадал и Михаил Водопьянов. К Сталину был срочно вызван полковник Голованов.
«Поздоровавшись и не задавая вопросов, Верховный сказал: «Вот что: есть у нас дивизия, которая летает на Берлин. Командует этой дивизией Водопьянов; что-то у него не ладится. Мы решили назначить вас на эту дивизию. Быстрее вступайте в командование, — рассказывал будущий главный маршал авиации. — Отдавая должное личным боевым качествам М. В. Водопьянова как летчика — командира корабля, Верховный главнокомандующий в то же время отметил, что у него нет достаточных навыков и опыта в организаторской работе, необходимых для командования 81-й авиадивизией».