Выберите категорию

×

Северный морской путь в планах немцев

Таймыр вошел в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошел бой с немецко-фашистскими захватчиками.

Карта полуострова Таймыр. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. Карта полуострова Таймыр. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Таймырский муниципальный район (ранее Таймырский национальный округ) отличается уникальным географическим расположением: вдоль его северной границы проходит трасса Северного морского пути — одной из крупнейших транспортных артерий мира. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые прошел Северный морской путь за одну навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации.

Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина (от Карских ворот до бухты Провидения) — 5600 км. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2–4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).

К началу Великой Отечественной войны уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике. По всему маршруту была создана сеть из 18 полярных станций. Эти научные базы занимались сбором геофизических сведений для обслуживания морских и воздушных транспортных операций и исследовательских работ. Прямого военного значения полярные станции не имели.

На территории Таймырского национального округа находились два морских порта — Дудинка и Диксон. Первый активно обустраивался. Велись дноуглубительные работы, возводился угольный причал, склады, появлялись подъездные дороги. В 1937 г. Дудинку связала с Норильском 114-км железная дорога. Тем самым было положено начало вывозу через порт по Северному морскому пути стратегически важных для страны цветных металлов. Правда, из-за частых изменений погоды поезда преодолевали этот путь за 10–12 часов, а иногда и за сутки. В обратном направлении, также через Северный морской путь, шли строительные материалы и горное оборудование. Благодаря речному порту Игарка, имеющему выход к Северному морскому пути, из Красноярского края на запад страны поставлялась лесопродукция.

Не менее важную роль играл и остров Диксон. На нем еще со времен Первой мировой войны работали арктическая радиостанция и гидрометеорологическая станция, на базе которых в 1930-х гг. были построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория. А в 1941 г. был построен главный причал морского порта Диксон.

В годы Великой Отечественной войны еще более возросло значение Северного морского пути. По великой арктической магистрали шли с востока на запад караваны судов с военными грузами для фронта.

Полярный Север в планах немцев

«Адмирал Шеер». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г. «Адмирал Шеер». Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.

Таймыр вошел в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошел бой с немецко-фашистскими захватчиками. Германия начала проявлять интерес к Северному морскому пути задолго до начала войны с Советским Союзом. Главнокомандующий Военно-морских сил Германии («Кригсмарине» — нем.) дважды докладывал Адольфу Гитлеру о возможности установления морского сообщения между нацистским рейхом и Японией через Северный морской путь. В 1940 г. по полярной трассе прошел немецкий вспомогательный крейсер «Комет». Несмотря на видимость радушного приема, немецкие моряки и разведчики не получили достаточного количества достоверных данных о состоянии пути, а также о портах и военных объектах Северного морского пути.

В течение двух лет германское руководство не возвращалось к этой теме. Лишь в мае 1942 г. последовал приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путем. Документ был готов к 1 июля. В нем немцы предусмотрели, что главным препятствием станет не советский Военно-морской флот, а климатические условия Заполярья. Поэтому решили сделать ставку на внезапность и на максимальное использование средств разведки, в т. ч. авиационной. Главной действующей силой проекта стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».

«Адмирал Шеер» принадлежал к серии германских кораблей, получивших название «карманный линкор». Германия планировала использовать такие корабли в качестве рейдеров. «Адмирал Шеер» имел полное водоизмещение 13 700 т. Численность экипажа 926 человек.

Командир крейсера капитан первого ранга Вильгельм Меендсен-Болькен получил задание — прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по Северному морскому пути как минимум до 1943 г.

Еще одну цель подсказал союзник Германии — Япония. Из Токио поступила информация, что через Берингов пролив на запад по Севморпути прошел караван в 23 корабля, в числе которых значились и четыре ледокола. Такой арктический конвой действительно был. Он носил название ЭОН-18 (экспедиция особого назначения). В его составе на самом деле было два ледокола, шесть транспортных судов и боевые корабли Тихоокеанского флота — лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Их перегоняли на Северный флот. По расчетам нацистского командования, ЭОН-18 должен был подойти к проливу Вилькицкого в 20-х числах августа.

Дата последнего изменения: 18.09.2014

Источники

  1. Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с.