Участник первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс
фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексеев,_Анатолий_Дмитриевич
фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексеев,_Анатолий_Дмитриевич
Герой Советского Союза (1937). Полковник авиации.
Родился в 1901 году в г. Ломжа в Польше. Умер в 1974 году в Москве.
С 1905 года жил с родителями в г. Сергиев Посад Московской губернии, там в 1918 году окончил гимназию. В Красной Армии с 1 марта 1920 года. В 1921 году окончил ускоренный курс Военной электротехнической школы командного состава РККА, служил радистом в стрелковом полку. Участник подавления крестьянского восстания атамана Антонова в Тамбовской губернии в 1921 году. С 1924 года — руководитель электролаборатории Высшей школы вспомогательных служб ВВС. В июле—октябре 1925 года — инструктор по радио в Севастопольской военной авиационной школе морских лётчиков, затем вновь руководитель лаборатории Военной школы спецслужб ВВС. С мая 1928 года — лётчик-наблюдатель авиационной эскадрильи Морских сил Чёрного моря в Севастополе. В 1928 году в составе экипажа Б. Г. Чухновского участвовал в поисках и спасении экспедиции Умберто Нобиле и экипажа дирижабля «Италия».
С 1929 года — летчик-наблюдатель самолета Дорнье Валь «Комсеверпуть № 1». С декабря 1929 года — старший инженер в Научно-испытательном институте ВВС РККА. Обучаясь в центральной летной школе Осоавиахима в Тушино, получил пилотское свидетельство. 1 мая 1930 года переведен в резерв ВВС РККА с откомандированием в АО «Комсеверпуть» с базированием в г. Красноярске.
Автор многих изобретений и доработок электро- и радиооборудования самолетов полярной авиации. Самостоятельно начал летать с 1930 года — командир экипажа Дорнье Валь «Комсеверпуть № 3», с 1932 года — командир корабля Енисейской авиагруппы УПА ГУСМП. Участник 18 северных воздушных экспедиций. В 1936 году участвовал в проводке Северным морским путем эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» на Тихий океан. Командиром экипажа самолета АНТ-6 «СССР Н-172» участвовал в воздушной экспедиции на Северный полюс в 1937 году.
21 мая 1937 года в 11.35 командир отряда воздушной экспедиции М. В. Водопьянов впервые в мире посадил самолет на Северный полюс. 25 мая с острова Рудольфа к полюсу вылетели три оставшихся самолета. Но достичь его благополучно, с первой попытки, удалось только В. С. Молокову. Алексеев вынужден был посадить самолёт на льдину в 17 км от полюса (недалеко от 84-й параллели). Он пережидал непогоду два дня и только тогда смог прилететь на полюс. На обратный путь бензина не хватало, однако Алексеев отказался бросить машину. Вскоре с острова Рудольфа прилетел П. Г. Головин, привезя ему бензин, и Алексеев перелетел к месту высадки дрейфующей станции «Северный Полюс-1».
За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные мужество и героизм Анатолий Дмитриевич Алексеев 27 июня 1937 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 38.
В дальнейшем А. Д. Алексеев продолжал работать пилотом полярной авиации. Осенью 1937 года он принимал участие в поисках самолёта ДБ-А «СССР Н-209» Сигизмунда Леваневского. В 1938 году назначен на должность заместителя начальника ГУСМП, возглавлял авиационный отряд по спасению экипажей зазимовавших судов «Сибиряков», «Малыгин» и «Седов» в северной части моря Лаптевых.
В январе 1939 года А. Д. Алексеев был снова определен в кадры ВВС РККА с присвоением воинского звания «полковник». В 1939—1941 гг. — летчик-испытатель НИИ ВВС авиазавода № 22 НКАП СССР.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был откомандирован из наркомата авиационной промышленности СССР в формируемую авиацию дальнего действия. С июня 1941 по январь 1942 года — командир эскадрильи 432 дальнебомбардировочного авиаполка, с января 1942 по июль 1944 года — командир корабля 746 (25-го Гвардейского) авиаполка дальнего действия. Летал в глубокий тыл врага, на ТБ-7 (Пе-8) совершил 27 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника, в том числе в Кёнигсберге и Вильно.
С июля 1944 года вновь на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Всего за время работы участвовал в испытаниях 72-х типов военных самолётов. С 1958 года — в запасе, вернулся в полярную авиацию и работал начальником аэронавигационного отдела Управления Полярной авиации.
Награжден медалью «Золотая Звезда» (1937), тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Жил в Москве.
Именем Алексеева названа улица в Красноярске.